Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В. и Мальмановой Э.К, Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" Евсеевой ФИО6 на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 3 сентября 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" об обязании принять меры по устранению нарушений законодательства по благоустройству территории уличного освещения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А, судебная коллегия
установила:
прокурор Икрянинского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории уличного освещения. С учетом уточнений просил возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Чулпанский сельсовет" в течение шести месяцев принять меры по устройству уличного освещения, а именно установить наружное уличное освещение по улице "адрес".
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 3 сентября 2019 года удовлетворены административные исковые заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 октября 2019 года решение от 3 сентября 2019 год оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Установленный судом срок исполнения решения в течение шести месяцев является невыполнимым, поскольку он является только достаточным для подготовки документации и заключения договора по освещению. Кроме того, судами не принят во внимание довод администрации об отсутствии денежных средств для выполнения требований прокурора.
Определением судьи от 30 апреля 2019 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, производство по делу приостановлено.
Определением от 1 июня 2020 года производство по делу возобновлено, назначено рассмотрение кассационной жалобы на 30 июля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
В силу части 1 стать 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N131-Ф3 от 6 октября 2006 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N131-Ф3 от 6 октября 2006 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса честного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Закона).
Решением Совета муниципального образования "Чулпанский сельсовет" N 36 от 6 июля 2018 года приняты Правила благоустройства территории муниципального образования "Чулпанский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области.
Правила благоустройства территории муниципального образования "Чулпанский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и требования в сфере благоустройства территории данного муниципального образования, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, должностными лицами, являющимися собственниками, владельцами или пользователями таких земельных участков, зданий, строений и сооружений на территории муниципального образования "Чулпанский сельсовет" (пункт 1.1. Правил).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил, организация работ по благоустройству, санитарному содержанию территории муниципального образования "Чулпанский сельсовет" осуществляется администрацией муниципального образования "Чулпанский сельсовет".
Согласно пункту 2.23 Правил, элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, используемые как составные части благоустройства, в том числе осветительное оборудование для целей функционального, архитектурного и информационного освещения
Пунктом 5.2 Правил предусмотрено, что основные требования к благоустройству территорий муниципального образования "Чулпанский сельсовет" это организация благоустройства территорий муниципального образования "Чулпанский сельсовет" в любое время года, которая включает, в числе прочего, осуществление содержания и ремонта фасадов зданий, строения, сооружений нежилых помещений, объектов незавершенного строительства, некапитальных, нестационарных объектов, расположенных на территории, обеспечение наружного освещения территории, а также наличия архитектурно-художественной подсветки в случаях, предусмотренных действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Из пункта 12.1 статьи 12 Правил следует, что сети уличного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Организации, независимо от организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, должностные и физические лица несут административную ответственность за нарушение настоящих Правил, предусмотренную законом Астраханской области об административных правонарушениях.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в мае 2019 года прокуратурой Икрянинского района Астраханской области проведена проверка исполнения должностными лицами администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" Федерального закона N131-Ф3 от 6 октября 2006 года "Об общих принципах организации местного самоуправления", об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения по результатам которой выявлено, что на территории муниципального образования "Чулпанский сельсовет" освещение территории должным образом не организовано; не приняты меры по обустройству уличного освещения по улицам "данные изъяты"; по улице "адрес" в п. Гавриловский.
По результатам выявленных нарушений законодательства 31 мая 2019 года в адрес администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" внесено представление на предмет незамедлительного принятия мер к устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения, причин и условий, им способствовавших.
Факт нарушений административным ответчиком не оспаривается.
Как усматривается из представленных доказательств, выявленные недостатки должностными лицами администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" до настоящего времени не устранены.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что административным ответчиком обязанность по организации уличного освещения не исполняется, а потому требования прокурора о понуждении административного ответчика к выполнению возложенной на него обязанности подлежат удовлетворению, суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу о том, что организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы сетного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на безопасность их жизни и здоровья.
Суд кассационной инстанции находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу, приостановление исполнения решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 3 сентября 2019 года подлежит отмене.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 3 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 октября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации муниципального образования "Чулпанский сельсовет" Евсеевой ФИО7 без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятые определением от 30 апреля 2020 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Мальманова Э.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.