Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муляра В.Я, действующего в интересах Старченко Т.О, Колтоновской Е.О, Бондарюк А.П. Ковалева Е.В, Ковалевой К.В, Положенцевой Е.Ю, Леоновой И.Н, Мочаловой Н.В, Леонова А.В, Гнездиловой К.И, Лебедевой Л.Б, Чуркиной В.А, Енжевской Е.В, Чуприной Г.Н, Елисеевой В.М, Мерзляковой М.И, Чуприна А.В, Литовка А.Г, Неглюй Е.В, Жилиной В.В, Неглюй А.Г, Перепел Е.И, Шеболенкова А.И, а также кассационную жалобу Сергеева В.А, действующего в интересах Токарь А.И, Бирюковой Г.М, Аширова В.С, на решение Севастопольского городского суда от 7 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Аширова В.С, Литовка А.Г, Енжевской Е.В, Леонова А.В, Гнездиловой К.И, Лебедевой Л.Б, Чуркиной В.А, Ковалева Е.В, Ковалевой К.В, Положенцевой Е.Ю, Леоновой И.Н, Мочаловой Н.В, Неглюй Е.В, Жилиной В.В, Жилиной Г.С, Неглюй А.Г, Перепел Е.И, Старченко Т.О, Колтоновской Е.О, Чуприной Г.Н, Елисеевой В.М, Мерзляковой М.И, Чуприна А.В, Шеболенкова А.И, Токарь А.И, Бирюковой Г.М. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Муляра В.Я. и Сергеева В.А, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, представителя Законодательного Собрания города Севастополя по доверенности Чирковой О.И. и объяснение прокурора Костюка А.И. возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Законодательным Собранием города Севастополя 22 июля 2014 года принят Закон N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), устанавливающий особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года N 512-ЗС Закон N 46-ЗС дополнен статьей 6.1, частью 2 которой установлено, что акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Жители г. Севастополя Аширов В.С, Литовка А.Г, Енжевская Е.В, Леонов А.В, Гнездилова К.И, Лебедева Л.Б, Чуркина В.А, Ковалев Е.В, Ковалева К.В, Положенцева Е.Ю, Леонова И.Н, Мочалова Н.В, Неглюй Е.В, Жилина В.В, Жилина Г.С, Неглюй А.Г, Перепел Е.И, Старченко Т.О, Колтоновская Е.О, Чуприна Г.Н, Елисеева В.М, Мерзлякова М.И, Чуприн А.В, Шеболенков А.И, Токарь А.И, Бирюкова Г.М. (далее - административные истцы) обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующей с момента принятия части 2 статьи 6.1 Закона N 46-ЗС, ссылаясь на ее противоречие статье 12 Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и нарушение их прав и законных интересов как собственников земельных участков, предоставленных им на основании распоряжений Севастопольской городской государственной администрации. Кроме того, по мнению административных истцов, Законодательным собранием города Севастополя допущено нарушение процедуры принятия оспариваемой нормы, выразившееся в отсутствии предусмотренной законом обязательной процедуры согласования законопроекта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Определениями Севастопольского городского суда от 2 августа 2019 года и 10 сентября 2019 года административные исковые заявления объединены в одно производство.
Решением Севастопольского городского суда от 7 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Муляром В.Я, действующим в интересах Старченко Т.О, Колтоновской Е.О, Бондарюк А.П. Ковалева Е.В, Ковалевой К.В, Положенцевой Е.Ю, Леоновой И.Н, Мочаловой Н.В, Леонова А.В, Гнездиловой К.И, Лебедевой Л.Б, Чуркиной В.А, Енжевской Е.В, Чуприной Г.Н, Елисеевой В.М, Мерзляковой М.И, Чуприна А.В, Литовка А.Г, Неглюй Е.В, Жилиной В.В, Неглюй А.Г, Перепел Е.И, Шеболенкова А.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска в полном объеме.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 30 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной Сергеевым В.А, действующим в интересах Токарь А.И, Бирюковой Г.М, Аширова В.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска в полном объеме.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 22 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Муляра В.Я. и Сергеева В.А, настаивавших на доводах и требованиях своих кассационных жалоб, объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, представителя Законодательного Собрания города Севастополя по доверенности Чирковой О.И. и объяснение прокурора Костюка А.И. возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов подписан 18 марта 2014 года и ратифицирован 21 марта 2014 года. С даты подписания договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1).
Правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года (статья 6 Закона N 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования, в том числе имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2023 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1 в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Реализуя указанные законоположения, 22 июля 2014 года Законодательное Собрание города Севастополя, являясь постоянно действующим высшим законодательным органом государственной власти города Севастополя (часть 1 статьи 13 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 года N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года (далее - Устав города Севастополя), часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 г. N 35-ЗС "О Законодательном Собрании города Севастополя) приняло Закон N 46-ЗС, с последующими изменениями и дополнениями, в том числе внесенными Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года N 512-ЗС, установив особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя.
При этом статьей 6.1 Закона N 46-ЗС установлен перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости. Исключение из данного перечня актов Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданных после 1 января 2002 года и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иных документов, выданных (оформленных) на основании таких актов, продиктовано тем, что с введением в действие Земельного кодекса Украины, то есть с 1 января 2002 года, распоряжение землями в городе Севастополе было отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - Севастопольского городского Совета, в связи с чем, Севастопольская городская государственная администрация с указанного момента не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками на территории г. Севастополя.
Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти города Севастополя в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории города Севастополя, предусмотренные оспариваемой нормой особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя не могут рассматриваться как несоответствие федеральному законодательству.
Этапы процедуры подготовки проекта оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, необходимые согласования, в том числе предусмотренные частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, получены.
По смыслу части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, на территории города Севастополя подлежат особенности регулирования тех или иных отношений, а не конкретная норма нормативного правового акта.
Положения оспариваемой нормы Закона N 46-ЗС, содержащей особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя, прошли предусмотренное законом обязательное согласование (письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2019 года N 11729-ВА/Д23и) в составе проекта постановления Правительства Севастополя "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 7 августа 2014 года N 202".
Согласно части 1 статьи 14 устава города Севастополя численный состав Законодательного Собрания города Севастополя - 24 депутата. Законодательное Собрание города Севастополя избирается на 5 лет. Законодательное Собрание города Севастополя правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Устава города Севастополя законы города Севастополя принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и настоящим Уставом.
Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административных истцов не нарушает.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 7 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.