Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора ООО "Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие" Гриценюка И.Ю. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие" об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя ООО "Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие" по доверенности Потапова П.Г, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
директор ООО "Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие" Гриценюк И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Евпатории Республики Крым в ознакомлении с материалами инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым по муниципальному образованию городской округ Евпатория.
Просил обязать администрацию г. Евпатории предоставить возможность для ознакомления с материалами инвентаризации объектов капитального строительства путем размещения этих материалов на информационном стендах и общедоступном сайте муниципального образования городской округ Евпатория.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 февраля 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной директором ООО "Евпаторийское РТП" Гриценюком И.Ю. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 мая 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя ООО "Евпаторийское РТП" по доверенности Потапова П.Г, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, директор ООО "Евпаторийское РТП" Гриценюк И.Ю. 29 мая 2019 года обратился в администрацию г. Евпатории с запросом о предоставлении информации, в котором просил сообщить, где можно ознакомиться с материалами инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым по муниципальному образованию городской округ Евпатория.
В ответ на запрос администрация г..Евпатории предоставила ответ от 25 июня 2019 года о том, что согласно пункту 7 Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252, номер самовольно возведенной до 18 марта 2014 года постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, размещается на информационных стендах уполномоченных органов. В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка заявление о предоставлении в собственность или аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, с расположенной на нем самовольной постройкой, и выдачи заключения о возможности признания ее жилым домом гражданин подает в уполномоченный орган. Согласно пункту 5.1 постановления администрации г..Евпатория от 21 декабря 2015 года N 2028-п "О комиссии по подготовке заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом на территории городского округа Евпатория Республики Крым" секретарь комиссии составляет, ведет протоколы и готовит нормативные документы.
На основании указанного постановления секретарем данной комиссии является сотрудник Муниципальное казенное управление "Распорядительная дирекция имущества" администрации г..Евпатория, которая является структурным подразделением департамента имущественных и земельных отношений администрации г..Евпатория. С учетом изложенного, на территории муниципального образования городской округ Евпатория уполномоченным органом по приему заявлений от граждан и подготовке заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее жилым домом на территории городского округа Евпатория Республики Крым является департамент имущественных и земельных отношений администрации г..Евпатория, в полномочия которого, в том числе, входит размещение информации на информационных стендах. Согласно статье 7 Федерального закона N 152-ФЗ должностные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Также сообщено, что ознакомить с материалами инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым по муниципальному образованию городской округ Евпатория, не представляется возможным, в виду указанных материалах персональных данных третьих лиц (л.д.9).
Директор ООО "Евпаторийское РТП" Гриценюк И.Ю. 25 июля 2019 года обратился в прокуратуру г. Евпатории с просьбой провести проверку в связи с неполучением ответа на обращение, направленное в адрес администрации г. Евпатории, и принять меры прокурорского реагирования по фактам нарушения закона.
В ответ на обращение ООО "Евпаторийское РТП" от 25 июля 2019 года прокуратура г. Евпатории в ответе от 12 августа 2019 года сообщила, что обращение административного истца рассмотрено администрацией города Евпатория, о чем подготовлен ответ и направлен по адресу, указанному в обращении. Прокурорской проверкой нарушений требований Федерального закона от 2 мая 2016 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в том числе в части сроков рассмотрения обращения, в действиях должностных лиц администрации города Евпатории не установлено.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентирован, в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2 статьи 8).
Не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (часть 4 статьи 8).
В силу части 2 статьи 9 указанного Федерального закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Статьей 7 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрено, что должностные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы суд считает необоснованными, поскольку ответ за запрос о предоставлении информации ООО "Евпаторийское РТП" от 27 мая 2019 года рассмотрен административным ответчиком в установленном порядке, мотивированный ответ дан, при этом права и свободы заявителя не нарушены.
Из содержания запроса о предоставлении информации следует, что административный истец просил сообщить информацию, где можно ознакомится с материалами инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым по муниципальному образованию городской округ Евпатория.
Между тем, согласно положениям пункта 7 Постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 "Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства", в заявлении указывается номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно со Службой государственного строительного надзора Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом в установленном порядке и размещенных на информационных стендах уполномоченных органов.
Таким образом, указанным постановлением не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления ознакамливать граждан с самими материалами инвентаризации объектов капитального строительства в полном объеме. Доказательств того, что информация, содержащаяся в материалах, о которой просил истец в запросе, непосредственно затрагивает его права и свободы, суду не представлено.
Указанным постановлением предусмотрено, что размещению на информационных стендах подлежат лишь номер самовольной постройки, указанный в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, или сведения об учете самовольной постройки уполномоченным органом в установленном порядке.
Согласно ответу администрации г. Евпатории Республики Крым от 31 января 2020 года, по информации департамента имущественных и земельных отношений г. Евпатории сведения об учтенных самовольно возведенных до 18 марта 2014 года постройках постоянно размещаются на информационном стенде в помещении департамента по адресу: ул. Революции, 61, г. Евпатория; по информации управления муниципального контроля с 29 октября 2019 года сведения об учтенных самовольных объектах дополнительно к размещению сведений в ДИЗО г. Евпатории также размещаются на информационном стенде в помещении управления.
Таким образом, право административного истца на ознакомление с информацией, которая подлежит размещению на информационных стендах, не нарушено.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.