Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борзенкова А.В, действующего в интересах государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 23 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Бацмановой М.И. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бацманова М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 декабря 2018 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и возложении на орган государственной власти обязанности повторно рассмотреть заявление Бацмановой М.И. о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 23 июля 2019 года решение городского суда отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение специалиста первой категории государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 декабря 2018 года об отказе во включении сведений в ЕГРН об объекте недвижимости, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Малореченское, ул. Северная, д. 9. На государственный орган возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бацмановой М.И. от 27 декабря 2018 года.
В кассационной жалобе, поданной представителем государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенковой А.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения городского суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 декабря 2018 года является законным, поскольку приказ совхоза-завода " "данные изъяты"" ПАО ВП " "данные изъяты"" от 3 апреля 1981 года N 56 не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права Бацмановой М.И. на объект недвижимого имущества согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 N 301.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является согласно Перечню изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Как следует из материалов дела, приказом совхоза-завода " "данные изъяты"" ПАО ВП " "данные изъяты"" от 3 апреля 1981 года N 56 за Бацмановой М.И. закреплен участок земли площадью 24 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", под строительство автогаража. Решением исполнительного комитета Малореченского сельского совета народных депутатов г. Алушты Крымской области УССР от 16 апреля 1981 года N 69 административному истцу разрешено строительство гаража размером 3 x 6 для личной автомашины на указанном земельном участке.
Кроме того, в материалах дела имеется архивная копия из земельно-кадастровой книги Малореченского сельского совета с. Малореченское (л.д. 50), предоставленная администрацией города Алушты, согласно которой за Бацмановой М.И. закреплен земельный участок, по адресу: "адрес".
Таким образом, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к обоснованному выводу о том, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, как ранее учтенного, в соответствии с пунктом 15 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 N 264.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 23 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.