Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Капункин Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравца А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 9 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Сулейманова Э.И. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сулейманов Э.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 6 марта 2019 года N119-М "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Просил обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Сулейманова Э.И. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 737 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Одновременно истец просил восстановить процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 2 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 9 декабря 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной начальником управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравцом А.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 июня 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Сакской районной администрации Автономной Республики Крым от 15 марта 2010 года N 435-р Сулейманову Э.И. дано разрешение на составление технической документации для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок "адрес" площадью 0, 05 га, находящийся в пользовании, для ведения садоводства из землепользования потребительского садоводческого кооператива "Труд" на территории "данные изъяты". В пункте 3 названного распоряжения указано, что оно действительно до 1 марта 2011 года.
В соответствии с распоряжением Сакской районной администрации Автономной Республики Крым от 1 июня 2012 года N 650-р в указанное распоряжение внесены изменения, срок его действия установлен до 1 июня 2013 года, изменена площадь земельного участка и указана как 0, 0737 га.
В период действия вышеуказанных распоряжений, по заказу административного истца землеустроительным предприятием ООО " "данные изъяты"" подготовлен технический отчет по проведенной кадастровой съемке и подготовлена техническая документация по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок и получены необходимые согласования.
На основании разработанной и согласованной технической документации 16 апреля 2013 года земельному участку присвоен кадастровый номер и в государственный земельный кадастр внесена запись о сформированном земельном участке.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах от 29 августа 2016 года, сведения о названном объекте недвижимого имущества имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
В январе 2019 года Сулейманов Э.И. обратился в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о завершении оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок и его передаче для ведения садоводства, приложив к нему вышеуказанные документы.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 6 марта 2019 года N 119-М административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно названного земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "ведение садоводства", на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в связи с истечением срока действия распоряжения Сакской районной администрации Автономной Республики Крым от 15 марта 2010 года N 435-р.
Полагая приказ административного ответчика незаконным, Сулейманов Э.И. обратился в суд, решением которого отказано в удовлетворении исковых требований. В основу судебного решения положено обстоятельство истечения срока действия распоряжения и отсутствие утвержденной в период его действия технической документации по землеустройству истребуемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции посчитал выводы районного суда ошибочными, поскольку ни положения части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ни положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, не предусматривали такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как "истечение срока действия решения о разрешении на составление технической документации по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок", как указано административным ответчиком в оспариваемом приказе.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
Согласно статье 39.2 названного Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 данного Кодекса.
Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", права и объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной и правом общей собственности;
право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время все земли на территории Республики Крым разграничены: к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, находящиеся до вступления в силу Федерального конституционного закона в коммунальной собственности, а к землям собственности Республики Крым - земельные участки, не находящиеся в частной и муниципальной собственности.
Согласно статье 13 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а также на основании пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым N 313, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Действующими решениями являются решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству (за исключением решения, в которых указан срок их действия, истекших до 21 марта 2014 года).
Период действия решений о разрешении на разработку проекта отвода земельного участка, на основании которых осуществляется завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, обусловлен требованиями законодательства, действовавшего до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве соответствующего субъекта.
Распоряжение Сакской районной администрации Автономной Республики Крым от 15 марта 2010 года N 435-р, которое было приложен к заявлению Сулеймановым Э.И. в качестве правоустанавливающего документа, утратил силу.
Положениями части 1 статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 3 раздела II "Заключительные положения" Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" - принятые и не исполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке.
В этой связи, неисполненные до момента вступления в законную силу Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" (опубликовано изданием "Голос Украины" от 14 октября 2008 года N 195) утрачивают свою силу по истечению двух лет со дня вступления в законную силу ЗУ N 509-VI.
Таким образом, в силу пункта 3 раздела II "Заключительных положений" Закона Украины от 16 сентября 2008 года N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству", распоряжение Сакской районной государственной администрации Автономной Республики Крым утратило свою силу 14 октября 2010 года.
Порядком N 313 предусмотрено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании копии решения ; органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона (подпункт 4 пункта 7 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган, в частности, в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Полномочия местных государственных администраций по распоряжению землями государственной собственности, предусмотрены статьей 21 Закона Украины от 9 апреля 1999 года N 586-XIV "О местных государственных администрациях".
Согласно законодательству, действовавшему на момент вынесения распоряжений в отношении Сулеймайова Э.И, испрашиваемый земельный участок относился к государственной собственности.
В силу подпункта 4 пункта 6 Порядка N 313 заявление о предоставлении земельного участка должно содержать, в том числе, основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона.
Частью 1 пункта 6 статьи 13 Закона N 38-3PK предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка в том числе, при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 указанного Кодекса к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов отнесено множество обстоятельств. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении такого земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из предусмотренных оснований, в том числе, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Таким образом, Сулейманов Э.И. в силу положений земельного законодательства, с истечением срока действия распоряжения утратил свое право на приобретение испрашиваемого земельного участка, что согласуется с пунктом 1 статьи 39.16 названного Кодекса.
На основании пункта 8 Порядка N 313 подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Пунктом 12 Порядка N 313 определены основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Согласно пункту 13 Порядка N 313 в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при наличии оснований, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки и принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
В силу части 3 статьи 7 Конституции Республики Крым органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
При таких обстоятельствах у министерства имелись достаточные основания для принятия оспариваемого приказа, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Крым в указанной сфере, принятого в пределах полномочий, предоставленных министерству законом.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, а выводы, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу начальника управления по представительству в судебных и правоохранительных органах юридического департамента министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравца А.В. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Крым от 9 декабря 2019 года отменить, решение Сакского районного суда Республики Крым от 2 августа 2019 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.