Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сычевой В.Г. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 31 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник межрайонной инспекции ФНС России N 24 по Ростовской области обратился в суд к Сычевой В.Г. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налога в размере 383 715 рублей, пени в размере 30 163 рубля 20 копеек, штрафа в размере 39 666 рублей 30 копеек, а всего 453 544 рублей 50 копеек.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 31 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 марта 2020 года административное исковое заявление налогового органа удовлетворено, кроме того, с ответчика в пользу государства в лице ИФНС России по г-к. Анапа Краснодарского края взыскана государственная пошлина в размере 7 735 рублей 45 копеек.
В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции Сычевой В.Г, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований в размере 163 339 рублей.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Сычева В.Г. состояла на учете в межрайонной инспекции ФНС России N 24 по Ростовской области.
Ответчик в соответствии в пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 указанного Кодекса и в соответствии с подпунктами 1, 4, пункта 1 статьи 23 данного Кодекса обязана уплачивать налоги и представлять налоговую декларацию о доходах физических лиц.
Сычева В.Г. представила 16 ноября 2017 года уточненную налоговую декларацию N 1 по форме 3-НДФЛ за 2016 год с категорией налогоплательщика "иное физическое лицо", в которой указала общую сумму дохода от продажи жилого дома, земельного участка в размере 5 000 000 рублей, заявила документально-подтвержденные расходы, связанные с приобретением проданных объектов недвижимости в размере 5 000 000 рублей, не исчислила налоговую базу, налог на доходы физических лиц к уплате.
Согласно договору купли-продажи недвижимости от 6 апреля 2016 года продавец Сычева В.Г. продала земельный участок, а также расположенный на нем жилой дом за 5 000 000 рублей, из которых сумму в размере 3 450 000 рублей покупатель передает в день подписания основного договора купли-продажи, сумма в размере 1 550 000 рублей передается частями, ежемесячно 8 числа, начиная с 8 мая 2016 года, наличными средствами либо переводом на банковский счет продавца после регистрации перехода права собственности. Договор имеет силу передаточного акта денежных средств.
В ходе проведения налоговой проверки инспекцией 29 ноября 2017 года в адрес налогоплательщика направлено требование о представлении пояснений по вопросу занижения налоговой базы или внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию, требование получено Сычевой В.Г. 26 декабря 2017 года. Налогоплательщик изменения в налоговую декларацию не внесла.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации датой фактического получения дохода определяется день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 данного Кодекса исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 названного Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В силу пункта 4 статьи 217.1 названного Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 данного Кодекса. Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (статья 217.1). Этот срок применим при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.
Срок нахождения имущества в собственности определяется как период его непрерывного нахождения в собственности налогоплательщика до реализации.
Проданное недвижимое имущество, находилось в собственности ответчика менее трех лет.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 данного Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 названного Кодекса в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент "0, 7", в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент "0, 7". В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются. Положения ст. 217.1 данного Кодекса применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления налогов представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (пункт 4 статьи 391, статья 403 названного Кодекса).
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером N составляла 16 130 495 рублей 76 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N - 1 470 437 рублей 28 копеек.
Суды нижестоящих инстанций правомерно согласились с расчетом налогового органа о размере дохода физического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Допущенное Сычевой В.Г. нарушение в соответствии со статьей 75 указанного Кодекса влечет начисление пени на сумму неуплаченного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки установлена неуплата налогов и сборов, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 5 марта 2018 года. В соответствии с данным актом предлагалось доначислить сумму налога в размере 396 663 рубля, начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Акт камеральной налоговой проверки получен налогоплательщиком лично 12 марта 2018 года.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, Сычевой В.Г. доначислен налог на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 названного Кодекса в размере 396 663 рублей, начислена пеня в размере 30 163 рублей 20 копеек, а так же применены штрафные санкции с учетом смягчающего вину обстоятельства в размере 39 666 рублей 30 копеек.
Решением налоговой инспекцией размеры штрафных санкций уменьшены в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей поименованного Кодекса.
Сычева В.Г. оспорила действия налогового органа в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону, решением которого от 25 марта 2019 года частично удовлетворены исковые требования, акт камеральной налоговой проверки и решение камеральной налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признаны незаконными. Однако судом апелляционной инстанции решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом правомерно рассчитан и доначислен ответчику налог на доходы физических лиц полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 названного Кодекса в размере 396 663 рублей, начислена пеня в размере 30 163 рублей 20 копеек, а так же применены штрафные санкции с учетом смягчающего вину обстоятельства в размере 39 666 рублей 30 копеек.
В нарушение требования налогового законодательства, должник оплату не производил, в связи с чем, в ее адрес направлены требования об уплате налога и пени от 4 июля 2018 года, в котором предложено уплатить названные платежи в общей сумме 466 492 рубля 50 копеек.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении административного искового заявления в заявленном размере.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 31 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.