Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лапишко И.И, действующей в интересах администрации г. Симферополя Республики Крым, на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Трещевой Е.Р, Трещевой О.Р, Манукяна О.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления, Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трещева Е.Р, Трещева О.Р, Манукян О.С. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным отказа администрации г. Симферополя, муниципального казенного учреждения департамент развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя в изменении вида разрешенного использования земельного участка, путем исключения вида разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", оформленный письмом от 7 октября 2019 года.
Просили обязать администрацию г. Симферополя и департамент развития муниципальной собственности изменить виды разрешенного использования указанного земельного участка.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 декабря 2019 года признан незаконным отказ департамента развития муниципальной собственности в изменении вида разрешенного использования, путем исключения вида разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, оформленный письмом от 7 октября 2019 года.
На департамент развития муниципальной собственности возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Трещевой Е.Р, Трещевой О.Р, Манукяна О.С. о внесении изменений в постановление на предмет исключения вида разрешенного использования с учетом установленных обстоятельств по делу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С администрации г. Симферополя взысканы судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 100 рублей в пользу каждого истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2020 года решение районного суда изменено в части распределения судебных издержек, с каждого административного ответчика в пользу каждого истца взыскано по 50 рублей в счет компенсации оплаты государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности Лапишко И.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 9 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 13 мая 2016 года Трещева Е.Р, Трещева О.Р, Манукян В.Р. обратились с заявлением к главе администрации г. Симферополя о предоставлении на праве аренды земельного участка, находящегося в их фактическом пользовании, как сособственники строений, расположенных на данном земельном участке.
Между администрацией г. Симферополя и сособственниками строений Трещевой Е.Р, Трещевой О.Р, Манукян В.Р. 15 августа 2016 года заключен договор аренды земельного участка, согласно условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 44519 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N.
Согласно пункту 1.3 договора, участок предоставляется с видом разрешенного использования "производственная деятельность", код 6.0, категория земель "земли населенных пунктов", что соответствует кадастровым данным земельного участка
В последующем Манукян В.Р. продал, а Манукян О.С. купил долю в праве общей долевой собственности на строения, расположенные по указанному адресу, в связи с чем, Манукян О.С. и Манукян В.Р. обратились с заявлением (уведомлением) в администрацию г. Симферополя, департамент развития муниципальной собственности о внесении соответствующих изменений в базу данных арендаторов по договору аренды земельного участка от 15 августа 2016 года, а также просьбой при необходимости подготовить документы о внесении изменений в вышеуказанный договор в части изменения наименования и реквизитов арендатора Манукяна О.С.
В ответе департамента развития муниципальной собственности от 10 августа 2017 года на указанное заявление сказано, что представленная информация принята к сведению, в автоматизированную систему "Управление муниципальной собственностью" внесены изменения в части изменения сторон по договору аренды от 15 августа 2016 года, в связи с заключением договора купли-продажи доли нежилых зданий плательщиками арендной платы являются Трещева Е.Р, Трещева О.Р, Манукян О.С.
Трещева Е.Р, Трещева О.Р. и Манукян О.С. 6 декабря 2018 года обратились с заявлением к администрации г. Симферополя о присвоении вида разрешенного использования, в котором просили дополнительно присвоить земельному участку, переданному им по договору аренды, следующие виды разрешенного использования: "строительная промышленность" (код 6.6.), "склады" (код 6.9.), "обслуживание автотранспорта" (код 4.9).
Постановлением администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу "адрес"", земельному участку с кадастровым номером N, установлен вид разрешенного использования "строительная промышленность" (код 6.6), "склады" (код 6.9), "обслуживание автотранспорта" (код 4.9); предписано считать установленными в отношении данного земельного участка следующие виды разрешенного использования: "производственная деятельность" (код 6.0), "строительная промышленность" (код 6.6), "склады" (код 6.9), "обслуживание автотранспорта" (код 4.9).
Трещева Е.Р, Трещева О.Р, Манукян О.С. 9 сентября 2019 года обратились в администрацию г. Симферополя с заявлением о внесении изменений в постановление администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года путем исключения вида разрешенного использования земельного участка "обслуживание автотранспорта" (код 4.9), поскольку ошибочно ранее его просили присвоить, данная деятельность на земельном участке, находящемся в зоне П-2, фактически не осуществлялась и не осуществляется.
Начальником отдела ИСОГД департамента развития муниципальной собственности Максимовым А.В. 7 октября 2019 года по результатам рассмотрения названного заявления дан ответ о том, что согласно акту обследования от 2 октября 2019 года, составленного управлением муниципального контроля администрации г. Симферополя, земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования под размещение базы производства бетонных изделий ООО " "данные изъяты"", в связи с чем, внести изменения в постановление администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года N 6453 в части исключения вида разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) не представляется возможным.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс РФ включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Положениями Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Согласно Приказу N 540, рассматриваемому земельному участку постановлением администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года установлены следующие виды разрешенного использования:
- "производственная деятельность" (код 6.0) - размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом;
- "строительная промышленность" (код 6.6) - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции;
- "склады" (код 6.9) - размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов;
- "обслуживание автотранспорта" (код - 4.9) -размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.
В коде 2.7.1 указаны "объекты гаражного назначения" - размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек.
Согласно пункту 1.3 договора аренды земельного участка от 15 августа 2016 года, участок был предоставлен административным истцам с видом разрешенного использования - "производственная деятельность", код 6.0, категория земель - "земли населенных пунктов".
Материалами дела достоверно установлено, что предоставление административным истцам земельного участка обусловлено необходимостью обслуживания принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка, предоставленного административным истцам на праве аренды.
Доказательств того, что на спорном земельном участке располагались постоянные или временные гаражи с несколькими стояночными местами, стоянки (парковки), гаражи, в том числе многоярусные, не указанные в коде 2.7.1 согласно Приказу N 540, как на момент принятия постановления от 13 декабря 2018 года, так и на момент принятия оспариваемого решения от 7 октября 2019 года материалы дела не содержат и ответчиками не представлены. Акт обследования от 2 октября 2019 года, на который имеется ссылка в обжалуемом отказе, также не подтверждает это обстоятельство.
Кроме того, решением 53-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва Республики Крым от 27 октября 2016 года N 962 и решением 22-ой сессии Симферопольского городского совета от 25 июня 2015 года N 286 утверждено положение о муниципальном казенном учреждении департаменте развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя.
Согласно указанному положению, департамент является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, регистрационный счет в органах государственной казначейской службы, гербовую печать с символикой муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, со своим наименованием, а так же соответствующие штампы, бланки, необходимые для его деятельности.
Департамент обеспечивает подготовку проектов правовых актов администрации г. Симферополя о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции капитального строительства, об изменении одного вида разрешенного использования земельного участков и объекта капитального строительства на другой вид такого использования.
На момент рассмотрения заявления истцов и принятия оспариваемого отказа от 7 октября 2019 года административный регламент предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства" утвержден не был.
Из содержания ответа начальника отдела ИСОГД МКУ департамента развития муниципальной собственности от 7 октября 2019 года не следует в рамках каких полномочий им было отказано истцам во внесении изменений в постановление администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года в части исключения вида разрешенного использования, и на основании каких нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления об отказе изменить постановление администрации г. Симферополя от 13 декабря 2018 года нарушает права административных истцов. Судебные расходы распределены судом апелляционной и инстанции в соответствии с требованиями норм процессуального права.
Оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.