Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поддубной С.А. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Поддубной С.А. об оспаривании решения налогового органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителей ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону по доверенности Певченко Ю.Б. и Мусаутовой Э.Д, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поддубная С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения от 9 августа 2019 года N 05/959 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции Поддубной С.А, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителей ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону по доверенности Певченко Ю.Б. и Мусаутовой Э.Д, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договоров дарения от 19 марта 2018 года, заключенных с ООО " "данные изъяты"" Поддубная С.А. приобрела в собственность нежилое здание (кафе), нежилое помещение и два земельных участка, в одном из которых ей принадлежит 11/1000 доли в праве общей долевой собственности.
В связи с получением Поддубной С.А. дохода в натуральном виде, 27 февраля 2019 года она представила в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой заявила доход, полученный от принятия имущества в дар от ООО " "данные изъяты"", в размере 11 133 656 рублей. При этом, налог на доходы физических лиц исчислен и уплачен ею исходя из стоимости объектов недвижимого имущества, отраженной в договорах дарения.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 20 июня 2019 года N 05/406, вынесено решение от 9 августа 2019 года N 959 о привлечении Поддубной С.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления НДФЛ в сумме 620 304 рублей, пени в сумме 3814 рублей 87 копеек, штрафных санкций в сумме 62 030 рублей.
Проверкой налогового органа установлено, что актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, принятых в дар Поддубной С.А, составляла 15 905 220 рублей 03 копейки и эта стоимость должна учитываться в декларации 3-НДФЛ за 2018 год в качестве полученного дохода от принятия в дар имущества.
Правомерными представляются выводы нижестоящих инстанций о том, что основания для привлечения Поддубной С.А. к налоговой ответственности в виде штрафа, доначисления налога, пени имелись, в связи с чем, права административного истца налоговым органом нарушены не были. Расчет задолженности произведен правильно, с учетом полученного дохода, расходов и вычетов, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность соблюдена.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, при личном обращении заявителей с такими запросами и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае если налогоплательщик не располагает данными о кадастровой стоимости объекта недвижимости, он вправе для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением для получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости. При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013 года государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица при получении дохода, с которого не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации.
Непредставление в ходе налоговой проверки документально подтвержденной рыночной цены спорных объектов недвижимости, давало налоговой инспекции право произвести корректировку налоговой базы с учетом их кадастровой стоимости. Не было представлено административным истцом и в ходе судебного разбирательства документального подтверждения рыночной стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
Согласно подпунктам 5 и 10 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, а также иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 названного Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 211 указанного Кодекса устанавливает особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении физическими лицами доходов в натуральной форме от организаций и индивидуальных предпринимателей. Действие указанной статьи Налогового кодекса РФ не применяется к случаям получения физическим лицом доходов в натуральной форме от другого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 поименованного Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Согласно пункту 3 статьи 105.3 указанного Кодекса при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В данном случае, налоговым органом представлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости.
Подпунктом 2 пункта 4 ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса.
В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз (пункт 5 той же статьи).
При определении рыночной стоимости доли в натуральной форме в отношении недвижимого имущества следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 54 указанного Кодекса налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Для денежного выражения дохода, полученного от переданного недвижимого имущества, прежде всего используется государственная кадастровая оценка или иная официальная оценка, достоверность которых предполагается.
Представленная Поддубной С.А. для целей налогообложения стоимость названных объектов недвижимости не подтверждена допустимыми доказательствами. Таким образом, налоговым органом обоснованно вынесено в отношении оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.