Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алхазова Я.Н, действующего в интересах Чернявской М.В, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Чернявской М.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернявская М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 21 мая 2019 года N 01-5-2720 об отказе в удовлетворении заявления о выкупе земельного участка.
Просила обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ей проект договора купли-продажи земельного участка площадью 400 кв. м категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Адыгея от 3 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем Чернявской М.В. по доверенности Алхазовым Я.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 8 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 8 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28 января 2019 года между Чернявской М.В. и администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" заключен договор аренды земельного участка N 5.
Договор аренды заключен с учетом постановления главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 21 ноября 2018 года N 1606 "О проведении аукциона, состоящего из четырех лотов, на право заключения договоров аренды сроком на двадцать лет земельных участков, (государственная собственность на которые не разграничена)".
Согласно пункту 1.2 договора аренды ответчик передал, а истец приняла в аренду земельный участок площадью 400 кв. м, категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 01:05:2900006:289, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 1.1 договора, арендуемый истцом земельный участок предназначен "для ведения садоводства", что также соответствует данным, указным в выписке из ЕГРН.
Истец осуществила возведение капитальной постройки на арендуемом земельном участке. Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", находится зарегистрированный в установленном законом порядке садовый дом, площадью 22, 8 кв. м с кадастровым номером N, правообладателем которого является истица Чернявская М.В.
Постановлением главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 24 апреля 2019 года садовому дому присвоен административный адрес: "адрес".
Чернявская М.В. 10 апреля 2019 года обратилась в администрацию МО "Тахтамукайский район" с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка. Однако, решением администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 21 мая 2019 года отказано в удовлетворении заявления о выкупе земельного участка в связи с отсутствием на спорном земельное участке объекта капитального строительства со 100% готовностью.
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что, для принятия решения о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения, с момента заключения договора аренды должно пройти три года. Возведение истцом на земельном участке объекта капитального строительства не являлось единственным и достаточным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Совокупности оснований для удовлетворения обращения Чернявской М.В. у администрации МО "Тахтамукайский район" не имелось.
Суд кассационной инстанции считает выводы нижестоящей судебной инстанции ошибочными в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Как изложено в статье 39.2 данного Кодека, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений пункта 6 статьи 39.3 поименованного Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Статья 39.20 данного Кодекса устанавливает особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Спорный земельный участок сервитутами не обременен.
Статьей 37 названного Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.16 поименованного Кодекса. Однако ни одно из указанных оснований административным ответчиком не приведено.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что возведенный Чернявской М.В. садовый дом является объектом капитального строительства, завершенным с точки зрения строительной готовности на 100 %.
Основание указанное административным ответчиком для отказа в удовлетворении обращения Чернявской М.В, опровергнуто в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, а выводы, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Алхазова Я.Н, действующего в интересах Чернявской М.В, удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2020 года отменить, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25 июня 2019 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.