Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Капункина Ю.Б. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сердюк Ю.А, действующей в интересах Богдановой О.В, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Богдановой О.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Богданова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 23 апреля 2019 года в переводе нежилого помещение "адрес" в жилое.
Просила обязать департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя выдать положительное решение о переводе нежилого помещения в жилое.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя в переводе нежилого помещения в жилое, на департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Богдановой О.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 января 2020 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем Богдановой О.В. по доверенности Сердюк Ю.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и разрешении вопроса по существу.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Богдановой О.В. принадлежит нежилое помещение мансарды площадью 136, 4 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Богданова О.В. 7 марта 2019 года обратилась в департамент с заявлением о переводе указанного нежилого помещения в жилое.
По результатам рассмотрения заявления 23 апреля 2019 года департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя истец уведомлена об отказе в изменении категории помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 22 указанного Кодекса условий перевода помещения. Департаментом указано, что перевод нежилого помещения в жилое не допускается при несоблюдении требований жилищного и градостроительного законодательства. Согласно ВСН 61-89 (р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", утверждённым приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26 декабря 1989 года N 250, комплекс строительных paбот и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объёма и общей площади дома), подпадает под определение "реконструкция жилого дома". Работы, предусмотренные проектом по изменении категории нежилого помещения истца, имеют признаки реконструкции объекта капитального строительства, следовательно, статус помещения может быть изменен после проведения работ в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из обоснованности, доказанности заявленных требований, установив, что согласно подготовленному проекту в помещении будет осуществлена его перепланировка и переустройство, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт, присоединения общего имущества многоквартирного дома не требуется.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами районного суда.
В силу статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 указанного Кодекса, согласно которой, перевод осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) по заявлению лица с предоставлением документов:
- заявление о переводе помещения;
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Перечень документов исчерпывающий.
Из проекта ООО "Южное проектное общество" следует, что для переустройства указанного помещения необходимо устроить туалет и ванную комнату, жилые комнаты (спальню, гостиную), кухню за счет межкомнатных перегородок, произвести разводку имеющихся коммуникаций водоснабжения и водоотведения, электрических сетей, канализование в существующую канализацию, после переоборудования помещения в жилое внутридомовые сети дополнительно не нагружаются, отопление индивидуальное, проектируемый электрокотел увеличивает несущественно установленную существующую нагрузку на электрические сети помещения и на сети жилого дома в целом.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно положениям части 7 статьи 51 данного Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган. К указанному заявлению прилагаются документы, в том числе и согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома (пункт 6).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, заявленный комплекс работ по переводу нежилого помещения в жилое требует согласия всех правообладателей объекта недвижимости, ввиду того, что инженерные коммуникации многоквартирного дома, являются общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома, право на которое в силу положений Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации осуществляется по соглашению всех его сособственников.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судом апелляционной инстанции не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 августа 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.