Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО11, судей ФИО8 и ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ялтинского городского суда от 13.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.12.2019 по гражданскому делу по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности, поступившую в суд 30.04.2020, заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
Установила:
в июне 2018 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с иском к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: ФИО4, "адрес", кадастровый N, прекращении права собственности ответчика на указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что в собственности Республики ФИО7 находится земельный участок площадью 117, 72 га, ранее переданный в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования от ДД.ММ.ГГГГ серии П-КМ N в соответствии с решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов "адрес" Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N. Право собственности Республики ФИО7 на имущество Государственного предприятия "Ливадия" возникло со дня принятия постановления Государственного Совета Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N "О независимости ФИО7" и соответственно, прекратилось у прежнего правообладателя. На основании распоряжения Совета ФИО3 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N-р между Министерством и Федеральным государственным унитарным предприятием "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятие "Ливадия". Согласно данному договору арендатор ФГУП "ПАО Массандра" имеет приоритетное право на аренду земельных участков, на которых размещено имущество предприятия. В ходе проверки использования земельных участков, закрепленных за ФГУП "ПАО Массандра", установлено расположение в них земельного участка, принадлежащего ответчику.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 13.08.2019 иск удовлетворен. Судом постановлено истребовать из владения ФИО1 в пользу Республики Крым земельный участок площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: ФИО4, "адрес", кадастровый N."
Указано, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: ФИО4, "адрес", кадастровый N.
Взыскано с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 12972 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.12.2019 решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13.08.2019 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций в виду существенных нарушений норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда не соответствуют материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 30 декабря 2015 года N-п "О предоставлении ФИО2 земельного участка площадью 700 кв.м, в собственность, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав" ФИО2 передан в собственность земельный участок общей площадью 700 кв.м, кадастровый N по адресу: "адрес", из категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" в границах, указанных в кадастровом паспорте.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли-продажи данного земельного участка, который был удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО9, реестровый N.
Указанное постановление администрации города Ялты Республики Крым от 30 декабря 2015 года N-п принималось на основании решения Массандровского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений".
Суд первой инстанции рассматривая исковые требования по существу руководствовался следующим:
В соответствии со ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из правового анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Материалами дела подтверждается, что на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового Совета N от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совхозу - заводу "Ливадия" был выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей площадью 117, 72 га, расположенной в "адрес", для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарегистрированный в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N, для товарного сельскохозяйственного производства.
Приказом Министерства аграрной политики Украины от ДД.ММ.ГГГГ N "О переименовании государственных предприятий"
Государственное предприятие совхоз-завод "Ливадия" был переименован в Государственное предприятие "Ливадия", которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода "Ливадия", на добровольных началах входило в состав Национального производственноаграрного объединения "Массандра" и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Украины "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно - аграрного объединения "Массандра" запрещается принимать решения об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу этого Закона.
Пунктом "в" ч. 1 ст. 150 Земельного Кодекса Украины было установлено, что к особо ценным землям относятся, в том числе, земли, предоставленные в постоянное пользование Национальному производственно - аграрному объединению "Массандра" и предприятиям, входящим в его состав.
Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускается, за исключением случаев, определенных частью второй этой статьи.
Согласно ч.ч. 2, 3 указанной статьи земельные участки особо ценных земель, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, могут изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушающих и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально - культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается с Верховной Радой Украины.
Согласование материалов изъятия (выкупа) земельных участков особо ценных земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Радой Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских Советов.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 указанного Закона право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Распоряжением Совета министров республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "О вопросах управления имуществом Республики ФИО7" в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию "Производственно-аграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации передан имущественный комплекс Государственного концерна "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", а также имущественные комплексы государственных предприятий, входящих в его состав.
Суд пришел к выводу о том, что в настоящее время, земельный участок, ранее предоставленный совхозу-заводу "Ливадия" в постоянное бессрочное пользование, находится в собственности Республики ФИО7.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года N 1175-р "О вопросах управления имуществом Республики Крым", приказа Минимущества от 25 ноября 2014 года N 193 "О передаче в аренду имущественного комплекса Государственного концерна "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", ФГУП "ПАО "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП "ПАО "Массандра" 18 февраля 2015 года заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия "Ливадия".
Согласно положений статьи 27 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 право пользования земельным участком или его частью прекращалось в случае добровольного отказа от земельного участка, прекращение права пользования земельным участком осуществлялось в порядке статьи 29 Земельного кодекса Украины, при изъятии земель, в случаях, предусмотренных статьями 31 и 32 настоящего Кодекса - в порядке статьи 34 Земельного кодекса Украины.
Аналогичные нормы содержатся в ст.ст.141-151 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001.
В основе требований истца было утверждение, что земельный участок ответчика находится в границах земельного участка, ранее находившегося в постоянном пользовании Совхоза - завода "Ливадия", в настоящее время находящемся в аренде ГУП РК "ПАО Массандра". Поскольку ГП "Ливадия" добровольно не отказывался от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, истец просит истребовать спорный земельный участок из незаконного владения ответчика.
С целью установления фактических обстоятельств по делу и проверки доводов истца о наличии наложения принадлежащего в настоящее время ФИО1 земельного участка на земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия", судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N от 21.05.2019г. Федерального бюджетного учреждения "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, площадью 700 кв.м, по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, расположен в контуре окружной границы земельного участка площадью 170, 20 га, в границах которого расположен земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии II- КМ N, и земельный участок площадью 52, 48 га сторонних (внутренних) землепользователей.
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, площадью 700 кв.м, с кадастровым номером N полностью находится в границах земельного участка площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии П-КМ N, в соответствии с решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов "адрес", Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N и в соответствии с представленным на исследование Техническим отчетом по выдаче государственного акта на право пользования землей совхозу-заводу "Ливадия" (площадь наложения составляет 700 м).
Наложение земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1 на земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии П-КМ N, в соответствии с решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов "адрес" Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N, выявленное при сопоставлении данных выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N и Технического отчета по выдаче государственного акта на право пользования землей совхозу-заводу "Ливадия", могло возникнуть в результате изъятия части земель из пользования Совхоза-завода "Ливадия" в период с 1999 года по 2013 год (год получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО10) и внесения указанных земель в Генеральный план пгт. Отрадное Массандровской территориальной громады АР ФИО7 в границы территории усадебной жилой застройки.
Опираясь на результаты проведенной по делу экспертизы, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером N находится в границах земельного участка, являющегося собственностью Республики Крым. В связи с чем, пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, как правообладатель спорного земельного участка в силу прямого указания закона наделено правом на истребование имущества из чужого незаконного владения ФИО1, право собственности к которой на данное имущество перешло неправомерно, помимо воли собственника, что является основанием для применения положений ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С выводами суда относительно обоснованности исковых требований согласилась и апелляционная инстанция.
Довод кассационной жалобы, что спорный земельный участок в момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и ее правовое поле собственностью государства Украина не являлся опровергается вышеизложенным. В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию по существу спора и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
По результатам изучения материалов дела оснований для того, чтобы сделать обратные выводы о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не имеется. Изучение материалов дела показало, что доводы заявителя по существу направлены на переоценку имеющихся доказательств, что не относится к полномочиям суда при кассационном производстве.
Спор разрешен судом, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда от 13.08.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04.12.2019 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий ФИО11
Судьи ФИО8
ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.