Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Мамия М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниенко О. А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) об установлении увечья, связанного с производством и военной травмой и включении в стаж периода пребывания на инвалидности, по кассационной жалобе Корниенко О. А. на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29.10.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.03.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Корниенко О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) об установлении увечья, связанного с производством и военной травмой и включении в стаж периода пребывания на инвалидности. Просил суд установить, что получение увечий при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является основанием для включении всего периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж; обязать ответчика назначить Корниенко О.А. досрочную пенсию по старости и включить в общий трудовой стаж период пребывания на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для расчета трудовой пенсии.
В обоснование иска указано, что в период прохождения военной службы по призыву, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается записью в военном билете истца и удостоверением, выданным Тацинским отделом социальной защиты населения Ростовской области, согласно которому истец имеет заболевание, связанное с радиационным воздействием, вследствие чего ему назначена инвалидность с ДД.ММ.ГГГГ. С 1994 года истец получает пенсию по инвалидности, как инвалиду 2 группы.
С ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности установлена бессрочно в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
В 2019 году истец обратился с заявлением в УПФР в Тацинском районе Ростовской области о назначении второй досрочной пенсии по старости.
Решением УПФР в Тацинском районе от 07 июня 2019 года N истцу отказано в назначении второй пенсии по старости ввиду отсутствия требуемых 25 лет страхового стажа и не достижения возраста 55 лет.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29 октября 2019 года исковые требования Корниенко О.А. удовлетворены частично.
Суд установил, что получение увечий Корниенко О.А. при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является основанием для включения периода инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий страховой стаж и обязал Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) включить в общий страховой стаж Корниенко О.А. время нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявления об обязании Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) назначить Корниенко О.А. досрочную страховую пенсию по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Корниенко О.А. просит отменить решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29.10.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.03.2020.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судебными инстанциями допущено не было.
Как установлено нижестоящими судами и следует из материалов дела, согласно военному билету НД N выданному ДД.ММ.ГГГГ Корниенко О.А. исполнял обязанности срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК к справке сер. ВТЭ-221 N подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Корниенко О.А. установлена 2 группа инвалидности ? увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС.
Одновременно с установлением группы инвалидности истцу назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Закона РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по старости как военнослужащему, принимавшему участие в 1986-1987 гг. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в Тацинском районе Ростовской области N Корниенко О.А. было отказано в назначении второй пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 25 лет и не достижения истцом возраста 55 лет.
При этом в специальный стаж истца были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в Тацинской райсельхозтехнике, военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (участие в ликвидации аварии на ЧАЭС), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в Тацинском АТП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в качестве индивидуального предпринимателя - всего 15 лет 10 месяцев 27 дней.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями ст. 23 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришли к выводу, что поскольку инвалидность истца была получена в период исполнения им государственной обязанности - военной службы, в силу вышеуказанных правовых норм инвалидность истца необходимо считать как увечье, связанное с производством или профессиональным заболеванием и потому решение ответчика в этой части является недействительным и период нахождения истца на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в общий страховой стаж.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Положениями ст. 13 Закона Российской Федерации N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Частью 2 ст. 5 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновре-менное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 01 января 2019 г, было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют муж-чины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что назначение досрочной страховой пенсии гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы, по основанию предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если названный гражданин к моменту назначения данной пенсии достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Статья 39 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 предусматривает, что инвалидностью вследствие трудового увечья, признается инвалидность наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
В письме Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.08.1988 N 1-69-И "О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событиями на ЧАЭС, и назначении им пенсий по Списку N 1" содержится разъяснение, что заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.
В пункте 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п. 1 ст. 29 базового закона утратила силу, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статью 1 Федерального закона "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года.
Учитывая, что до 01 января 2002 года законодательство приравнивало заболевание и увечье, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, к трудовому увечью или профессиональному; заболеванию, суд обоснованно пришел к выводу о том, что время пребывания истца на 2 группе инвалид-ности до 31 декабря 2001 года подлежит включению в страховой стаж.
При этом в связи с изменением пенсионного регулирования с 1 января 2002 года оснований для включения иного периода в страховой стаж Корниенко О.А. не имеется.
Судебными инстанциями обоснованно указано, что отказ во включении периода инвалидности истца до 31 декабря 2001 года в страховой стаж, повлекло бы за собой ухудшение правового положения истца по сравнению с другими инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС, которые получили пенсионное обеспечение до внесенных изменений.
Кроме того, на момент обращения истца в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва Ростовской области (межрайонное) по вопросу назначения досрочной страховой пенсии, действовала новая редакция Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", которая не предусматривает возможности для назначения страховой пенсии мужчинам ранее достижениями ими возраста 55 лет.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом проверки судебных инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах, а иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29.10.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.03.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Корниенко О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.