Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иваньковой С. М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по кассационной жалобе Иваньковой С. М. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25.09.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.12.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Иванькову С.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара - Баранникову Т.В, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванькова С.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе "адрес") о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25.09.2019 в удовлетворении исковых требований Иваньковой С.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.12.2019. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Иваньковой С.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Иванькова С.М. просит об отмене решения и апелляционного определения.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального права.
По мнению кассатора, судами при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание явилась Иванькова С.М, повторившая доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание явился представитель ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Баранникова Т.В, возражавшая относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прибывших в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в специальный стаж не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Краснодарском филиале ООО "Клиника ЛМС" в качестве медицинской сестры процедурной терапевтического отделения, поскольку Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N Клиники не предусмотрены.
Не согласившись с данным решением ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Иванькова С.П. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной пенсии.
Из представленной трудовой книжки серии N Иванькова С.М. работала в ООО "Клиника ЛМС" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры процедурной терапевтического отделения.
Из устава ООО "Клиника ЛМС" усматривается, что Клиника ЛМС -это обособленная коммерческая организация.
ООО "Клиника ЛМС" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Из представленных документов усматривается, что "Клиника ЛМС" организована в форме ООО (Общество с ограниченной ответственностью), а не в форме учреждения, как это предусмотрено нормами п. 20ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчиком обосновано отказано Иваньковой С.М во включении в специальный стаж периодов работы в обществе с ограниченной ответственностью "Клиника ЛМС" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры процедурной терапевтического отделения для досрочного назначения страховой пенсии.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п. 1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил начисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.30, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 Клиники в форме ООО не предусмотрены.
В соответствии с абз. 2 п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы в клинике - структурном подразделении высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, являющимся медицинским учреждением, в котором кроме стационарного лечения больных проводится преподавательская и научно-исследовательская работа.
Согласно перечня организаций, поименованных в Списке N 781 от 29.10.2002, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, таких учреждений, с формой собственности как Общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено.
Кроме того, пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19, 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 73-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25.09.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.12.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Иваньковой С. М. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.