Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное)) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 01 августа 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГУ УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ: период учебы в среднем профессиональном техническом училище N 40 г. Новошахтинска Ростовской области с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года; период работы в качестве швеи-мотористки третьего разряда в Очаковском промкомбинате (Республика Украина) с 11 июня 1984 года по 15 ноября 1985 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 07 января 1987 года по 11 мая 1988 года. Также суд обязал ГУ УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии со статьей 8.1 ФЗ Федерального закона от 28 декабря 2013 "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ с 15 марта 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 ноября 2019 года решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 01 августа 2019 года в части обязания УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ с 15 марта 2019 года отменено, в отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1 ссылается на то, что при вынесении апелляционного определения были допущены нарушения норм материального и процессуального права, на момент достижения пенсионного возраста она имела необходимый стаж для назначения пенсии по старости, судом апелляционной инстанции неверно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем указанное определение подлежит отмене.
До судебного заседания в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции от истца ФИО1 поступило заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела ее отсутствие. Иные лица, участвующий в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, на присутствии в судебном заседании не настаивали, об отложении дела слушанием не просили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, ФИО1 25 февраля 2019 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8.1 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) N от 24 апреля 2019 года отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием продолжительности страхового стажа 37 лет при достижении истцом возраста 55 лет.
При этом в страховой стаж истца не включены следующие периоды:
- с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года (продолжительностью 2 года 10 месяцев 16 дней) учёба в среднем профессиональном техническом училище N 40. Нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения;
- с 11 июня 1984 года по 15 ноября 1985 года (продолжительностью 1 год 5 месяцев 5 дней) работа в качестве швеи-мотористки третьего разряда в Очаковском промкомбинате (р. Украина). В трудовой книжке печать, заверяющая запись об увольнении, прочтению не подлежит, а представленные архивные правки, подтверждающие ее работу на данном предприятии, ответчик в расчет не принял, сославшись на то, что намерен проверить обоснованность выдачи данных справок, путем направления запросов в компетентные органы Украины, из которых ответы по настоящее время не поступили;
- с 07 января 1987 года по 11 мая 1988 года (продолжительностью 1 год 4 месяца 5 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ребенок ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Ответчик полагает, что данный период возможно учесть в стаж при назначении пенсии в соответствии со статьей 8.1 ФЗ-400 при достижении заявительницей возраста 55 дет и 6 месяцев; - с 01 января 2019 года по 24 февраля 2019 г. (продолжительностью 1 месяц 24 дня) - за данный период отсутствуют сведения ИЛС ЗЛ.
Таким образом, страховой стаж истца по расчетам ответчика составляет 33 года 3 месяца 16 дней.
Кроме того, судами установлено, что ФИО1 (добрачная фамилия ФИО8) в период с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года обучалась на дневном отделении в СПТУ N 40 г. Новошахтинска Ростовской области по профессии швея-мотористка верхней одежды. После обучения в период с 20 июля 1982 года по 21 мая 1984 года работала в качестве швеи-мотористки четвертого разряда в Новошахтинском швейном производственном объединении. Указанные периоды работы в качестве швеи-мотористки четвертого разряда в Новошахтинском швейном производственном объединении ответчик включил в страховой стаж истца.
Разрешая заявленные исковые требования и принимая решение о включении в страховой стаж истца периодов работы с 01 сентября 1979 года по 16 июля 1982 года, с 11 июня 1984 года по 15 ноября 1985 года, с 07 января 1987 года по 11 мая 1988 года, суд первой инстанции пришел к верному выводу, основанному на положениях Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно статьей 35 приведённого закона действуют переходные положения в части требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, в 2019 года необходимая продолжительность страхового стажа для назначения пенсии составляет 10 лет, требуемая величина индивидуального коэффициента 16, 2 балла, возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях для женщин 55 лет 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года женщинам, имеющим страховой стаж не менее 55 лет, страховая пенсия по старости может быть назначена в 55 лет.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1015 от 02 октября 2014 года утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно которых, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности(пункт 8).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этом же постановлении Конституционный суд РФ указал, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Действовавший Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также предусматривал, что подготовка к профессиональной деятельности, а именно обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 настоящего Закона.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ по определении N320-0 от 5 ноября 2002 "По жалобе гражданина Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком (в том числе дополнительные без сохранения заработной платы), следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.
В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Из пункта 2 принятого в развитие Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 4/11 от 30 марта 1970 года "О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
В соответствии с пунктом 6 Разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 06 июля 1982 года N 7/10-30 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера.
Первоначальная редакция статьи 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в действие с 1 января 1972 года и действовавшая до 06 октября 1992 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком по достижении им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и при верном применении норм материального права пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Вместе с тем, отменяя решение в части назначения истцу страховой пенсии по достижении 55 лет, а именно с 15 марта 2019 года, апелляционная инстанция обоснованно руководствовалась следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (часть 2 статьи 22).
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (пункт 1.1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Срок назначения пенсии по старости при возникновении права на пенсию в 2019 году составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (приложение N7 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N350-Ф3 от 03 октября 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом апелляционной инстанции с заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратилась 25 февраля 2019 года, то есть уже в период внесения изменений в законодательство и на неё распространяются требования приведённой выше статьи, в связи с чем ей не могла быть назначена страховая пенсия при достижении 55-летнего возраста 15 марта 2019 года.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что на момент обращения истца к ответчику и на момент наступления 55-летнего возраста у ФИО1 отсутствовало право на назначение страховой пенсии.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.