Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Волгограда о возложении обязанности по производству перерасчета пенсии по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 06.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.01.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Волгограда (далее - ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда) о возложении обязанности по производству перерасчета пенсии.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 06.11.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.01.2020 решение суда первой оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального права.
По мнению кассатора, судами неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился ФИО1
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ истцу - ФИО1 назначена страховая пенсии.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до ДД.ММ.ГГГГ за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала, в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке.
Решением ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перерасчете пенсии, поскольку ранее представленные документы были учтены при назначении пенсии и её перерасчете. Дополнительных документов, которые в соответствии с нормами пенсионного законодательства принимаются во внимание, истцом не представлялось.
Вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ на ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда возложена обязанность произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии и индивидуального коэффициента, с учётом заработной платы ФИО1 указанной в справке ГУ "Центр документации новейшей истории Волгоградской области" с учётом налета часов ФИО1 в период с 1978 года по 1999 год.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что при расчете пенсии ФИО1 был применен коэффициент максимального значения, установленного законодательством 1, 2, который определен на основании справки о заработной плате, выданной на основании первичных бухгалтерских документов, признанной законной и достоверной решением Ворошиловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно статье 30 Закона N 173-ФЗ, при назначении пенсии производится оценка пенсионных прав застрахованного лица с учетом общего трудового стажа, заработной платы по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, исходя из размера которого определяется страховая часть трудовой пенсии.
Размер страховой (трудовой) пенсии определяется на основании индивидуального комплекта документов, имеющегося в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение с учетом пенсионных прав (продолжительности общего трудового стажа, сведений о заработной плате), приобретенных на 1 января 2002 г. и преобразованных в расчетный пенсионный капитал в соответствии с нормами статьи 30 Закона N 173-ФЗ, и страховых взносов, начисленных (уплаченных) в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2002 г. (при наличии факта работы после 1 января 2002 г.).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, а том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту ? Правила N 884н).
На основании Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления и перерасчёта размере фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту ? Перечень N 958н).
Кроме того, перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее по тексту - Правила N 1015). Согласно Правилам N 1015 размер заработной платы подтверждается справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
Согласно п. 6 ст. 21 Закона N 400-ФЗ, перечень документов, необхо-димых для установления страховой пенсии по старости, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, среднемесячный заработок до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждается справками, выданными в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращение их деятельности по другим причинам, справки о заработке выдаются застрахованному лицу организацией, являющейся правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, располагающими необходимыми сведениями.
Пунктом 26 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской и Федерации", утвержденного постановлением Минтруда Росс и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, зарегистрированное Минюсте России 31 мая 2002 г. N 3488, определено, что среднемесячный заработок за люб 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г, приходящийся на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципалы органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан трудовые пенсии" указано, что свидетельские показания не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержали сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда).
При утрате в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, в частности - случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, было рекомендовано принимать к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, в том числе учетные карточки члени партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билете учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчеты; листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлении первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника (совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре практики пенсионного законодательства по порядку исчисления и подтверждения заработка от 25 июня 2009 г. N 10-01/17189, Письмо от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ//ЛЧ-06-27/9704 содержат исчерпывающий перечень причин утраты документов, и определение среднемесячного заработка по косвенным документам, в соответствии с положениями указанного письма допускается в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.
Из данного обстоятельства следует, что для принятия к производству профсоюзного билета необходима совокупность следующих юридических фактов:
1) утрата в государственных и муниципальных органах или организациях первичных документов о заработке работников;
2) причина утраты - наводнения, землетрясения, ураганы;
3) документы должны быть утрачены за весь период трудовой деятельности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 06.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.01.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.