Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника ПАО "Нефтемаркет" Орлова К.В., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 55 Железнодорожного судебного района г.Читы от 19 февраля 2020 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 16 июня 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Нефтемаркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 55 Железнодорожного судебного района г.Читы от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 16 июня 2020 года, ПАО "Нефтемаркет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ПАО "Нефтемаркет" Орлов К.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями, за истечением срока давности привлечения к ответственности, в обоснование указывает, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела; в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения правонарушения, что влечет невозможность исчисления срока давности привлечения к ответственности, и данный недостаток не может быть устранен на стадии рассмотрения дела; дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 7 ст.8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.12 названного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В соответствии с ч.3 ст.8 названного Закона законные требования военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
В силу п.6.6 Административного регламента исполнения Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденного приказом Росгвардии от 03.10.2017 N 418, при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора) имеют право выдавать уполномоченным представителям субъектов ТЭК предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из обстоятельств дела следует, что 29 августа 2019 года уполномоченным должностным лицом отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Забайкальскому краю по итогам внеплановой документарной проверки объекта "Борзинская нефтебаза", принадлежащего ПОА "Нефтемаркет", последнему выдано предписание N 7/2019-ТЭК об устранении нарушения ст.8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", заключающегося в отсутствии действующего паспорта безопасности на объект "Борзинская нефтебаза" по соответствующей форме согласно приложению к указанному закону, со сроком исполнения до 13 января 2020 года.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 14.01.2020 по 22.01.2020 на основании распоряжения врио начальника Управления Росгвардии по Забайкальскому краю от 09.12.2019 N 12-р, установлено, что ПАО "Нефтемаркет", находящимся по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", - предписание не выполнено, паспорт безопасности на объект не актуализирован, запросы на продление сроков исполнения предписания не направлялись.
Таким образом, Общество в нарушение п.2 ч.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не выполнило в установленный срок до 13 января 2020 года законное предписание уполномоченного должностного лица, осуществляющего государственный надзор за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22.01.2020, предписанием от 29.08.2019 N 7/2019-ТЭК, информацией Аппарата антитеррористической комиссии в Забайкальском крае от 10.01.2020, актом проверки от 22.01.2020 N 2/2020-ТЭК.
Таким образом, вывод о наличии в действиях ПАО "Нефтемаркет" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, в связи с чем довод жалобы об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы, содержащиеся в поданной в кассационный суд жалобе, были предметом проверки судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено мировым судьей на 11 час. 15 мин. 19 февраля 2020 года, о чем вынесено определение, и Обществу направлена судебная повестка заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно возвратившемуся в адрес мирового судьи уведомлению повестка вручена 3 февраля 2020 года (л.д.16, 17).
То обстоятельство, что в почтовом конверте помимо повестки по данному делу находились также повестки еще по четырем делам об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ПАО "Нефтемаркет", назначенным мировым судьей к рассмотрению также на 19 февраля 2020 года, не ставит под сомнение факт направления и вручения повестки по настоящему делу, о чем верно указано в решении судьи районного суда.
Таким образом, мировым судьей были созданы необходимые условия для реализации права Общества на участие в судебном заседании, а также других прав, предусмотренных КоАП РФ, которыми ПАО "Нефтемаркет" распорядилось по своему усмотрению.
Кроме того, следует отметить, что право на защиту реализовано Обществом при рассмотрении жалобы на постановление путем участия в судебном заседании защитника Орлова К.В, который давал пояснения и выразил позицию ПАО "Нефтемаркет" по делу.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все существенные моменты, необходимые для рассмотрения дела, позволяющие определить время, место совершения правонарушения, описано событие правонарушения, указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершенное правонарушение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Вопреки доводам жалобы нарушений правил подсудности при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
При рассмотрении дела мировой судья и судья районного суда обоснованно руководствовались разъяснениями по вопросам судебной практики, содержащимися в пп. "з" п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и верно исходили из того, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица.
Место нахождения ПАО "Нефтемаркет", указанное в выписке из ЕГРЮЛ, относится к подсудности мирового судьи судебного участка N 55 Железнодорожного судебного района г.Читы.
Наказание ПАО "Нефтемаркет" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 55 Железнодорожного судебного района г.Читы от 19 февраля 2020 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 16 июня 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Нефтемаркет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ПАО "Нефтемаркет" Орлова К.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.