Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Иркутской области, поданную через суд первой инстанции 3 июня 2020 г, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 января 2020 г, по административному делу N 2а-4256/2019 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Губернатору Иркутской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее также - Общественное объединение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Губернатору Иркутской области Левченко С.Г, в котором просило признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении сроков ответа на обращения объединения граждан.
В обоснование требований указало, что в целях исполнения Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил в адрес административного ответчика два обращения Общественного объединения в рамках межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-38ГС).
Однако в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в установленный 30-дневный срок и до настоящего времени ответы административного ответчика на обращения граждан на адреса заявителя не поступили, чем нарушены конституционные права объединения граждан в статусе юридического лица, предусмотренные статьей 33 Конституции Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 29 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 января 2020 г, административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным бездействие Губернатора Иркутской области Левченко С.Г, выразившееся в нарушении сроков ответа на обращения объединения граждан Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 16 марта 2019 г, от 3 июня 2019 г.;
Обязать Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. дать письменный ответ на обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 16 марта 2019 г, от 3 июня 2019 г. в порядке и сроки, предусмотренные законом.
В кассационной жалобе Губернатор Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
На кассационную жалобу представителем Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королевым Ю.В. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 16 марта 2019 г. Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило письмо на имя Губернатора Иркутской области на адрес электронной почты, предназначенной для служебной корреспонденции.
В данном письме Общественное объединение просило на основании пункта 1 части 3 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в целях масштабирования общественной инициативы в регионах Российской Федерации оказать содействие в информировании о проекте подведомственные Губернатору учреждения с приложением благотворительной программы.
Также 3 июня 2019 г. Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило письмо на имя Губернатора Иркутской области на адрес электронной почты, предназначенной для служебной корреспонденции, в котором просило направить в подведомственные Губернатору учреждения сведения о начале запуска платформы УРФИНГРАМ (интерактивная среда самообучения) и в случае заинтересованности направить официальный ответ.
Ответы на письма от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. административным истцом получены не были.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды исходили из того, что письма административного истца от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. являлись обращениями в виде заявлений - просьбой о содействии в реализации прав и свобод. Административным ответчиком в нарушение пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в 30-дневный срок не были даны ответы на обращения либо уведомления о продлении срока рассмотрения обращений, в связи с чем нарушено право административного истца на получение ответа на обращения в установленный законом срок, закрепленное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ. Кроме того, руководствуясь частями 1, 1.1 статьи 219 КАС РФ, суды пришли к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку 30-дневный срок для ответа на обращение не является пресекательным и обязанность административного ответчика по даче ответов на обращения не прекратилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Федерального закона N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктами 2, 3 названной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Судами не учтено, что просьба Общественного объединения об оказании содействия в распространении информации о его деятельности путем ее размещения среди субъектов, осуществляющих публично-значимые функции, не является просьбой общественного объединения о реализации его конституционных прав и свобод.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций письма Общественного объединения от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. не отвечают признакам, установленным статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ, в связи с чем не являются обращениями граждан по смыслу данного закона, следовательно, на них не распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный названным законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее также - Федеральный закон N 38-ФЗ) социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Письма Общественного объединения от 16 марта 2019 г. и от 3 июня 2019 г. содержат в себе информацию, которая является социальной рекламой по смыслу Федерального закона N 38-ФЗ.
В этой связи у административного ответчика не возникла обязанность дачи мотивированного ответа на письма административного истца.
Также судами не принято во внимание, что в письме Общественного объединения от 3 июня 2019 г. содержится просьба дать официальный ответ только в случае заинтересованности. Однако заинтересованности в предлагаемых проектах со стороны лиц, которым адресовалась информация, установлено не было.
Соответственно, оспариваемое бездействие Губернатора Иркутской области требованиям нормативных правовых актов не противоречит и прав административного истца не нарушает.
Кроме того, частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 КАС РФ.
О том, что письмо Общественного объединения не было рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ, административному истцу стало известно в день, следующий за днем, когда истек предусмотренный названным законом срок для ответа на обращение. Срок ответа на обращение равен 30 дням, следовательно, трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Губернатора Иркутской области, выразившегося в нарушении срока для ответа на письмо от 16 марта 2019 г, истек 16 июля 2019 г.
Административное исковое заявление подано в суд 29 сентября 2019 г, то есть за пределами срока обращения в суд. Уважительных причин пропуска срока установлено не было. Данные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требования о признании незаконным бездействия Губернатора Иркутской области, выразившегося в нарушении срока для ответа на письмо от 16 марта 2019 г.
Часть 1.1 статьи 219 КАС РФ к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку вступила в силу с 1 октября 2019 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ), то есть после истечения процессуального срока обращения в суд.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неправильном применении законодательства, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Губернатору Иркутской области о признании бездействия незаконным отказать.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 29 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 января 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Губернатору Иркутской области о признании бездействия незаконным отказать.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, и время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 августа 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.