Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Киренского городского поселения, поданную 8 июля 2020 года, на решение Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 мая 2020 года
Черных Николая Михайловича, поданную через суд первой инстанции 26 июня 2020 года, на решение Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 мая 2020 года
Думы Киренского муниципального образования, поданную через суд первой инстанции 30 июня 2020 года, на решение Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 мая 2020 года
по административному делу N 2а-349/2019 по административному исковому заявлению прокурора Киренского района прокуратуры Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц Киренского муниципального образования о прекращении полномочий главы Киренского муниципального образования Иркутской области Черных Николая Михайловича досрочно в связи с утратой доверия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Черных Н.М. Адвоката Вольского В.Б. полагавшего судебные акты подлежащими отмене, представителя Думы Керенского муниципального образования Куклина С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Симоненко Е.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, установила:
прокурор Киренского района обратился в Киренский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Киренского муниципального образования о прекращении полномочий главы Киренского муниципального образования Иркутской области Черных Н.М. досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 октября 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Киренского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы Киренского муниципального образования Черных Н.М, в ходе которой выявлен факт неисполнения Черных Н.М. обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Кроме того, будучи лицом, обязанным представлять достоверные и полные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. в справке за 2017 год не указал действующий счет "данные изъяты" от 18 января 2010 года в ПАО Сбербанк, на который в 2017 году поступили денежные средства в размере 2 347 120, 48 руб, также не указал, что является участником коммерческой организации ООО "Водоканал", в справке на имя супруги ФИО11 не указал доход от вкладов в размере 87 815, 15 руб.
Указанные нарушения в связи с их характером, объемом, значительностью укрытых сведений следует признать существенными. Какие-либо меры по недопущению конфликта интересов Черных Н.М. как лицом, замещающим муниципальную должность, в нарушение требований статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 36 Федерального закона от 3 октября 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не принимались.
Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является основанием для увольнения (освобождения от должности) такого лица в связи с утратой доверия. Неисполнение обязанности по предотвращению конфликта интересов главой муниципального образования также является основанием для удаления главы в отставку.
По выявленным фактам прокуратурой Киренского района 7 сентября 2018 года внесено представление в Думу Киренского муниципального образования с требованиями об инициировании удаления главы муниципального образования в отставку.
3 октября 2018 года инициатива депутатов (1/3 от общего состава) была оформлена в виде обращения и вместе с проектом решения внесена для рассмотрения в Думу Киренского муниципального образования. 1 ноября 2018 года принято решение об отсутствии оснований для удаления главы Киренского муниципального образования в отставку.
19 февраля 2019 года Губернатор Иркутской области обратился с заявлением в Думу Киренского муниципального образования об удалении главы Киренского муниципального образования в отставку, которое 26 марта 2019 года рассмотрено, решение об отставке Черных Н.М. не принято. Указанное решение обжаловано прокурором района в судебном порядке и по решению Киренского районного суда от 4 июля 2019 года признано незаконным, на Думу возложена обязанность принять решение по удалению главы в отставку, в связи с нарушением антикоррупционного законодательства. Апелляционным определением судебной коллегии Иркутского областного суда от 1 октября 2019 года решение Киренского районного суда оставлено без изменения.
23 октября 2019 года на очередном заседании Думы вновь принято решение о не удалении главы Киренского муниципального образования в отставку, однако обстоятельства, являющиеся основанием для удаления главы муниципального образования в отставку, не отпали.
Своими решениями о не удалении главы Черных Н.М. в отставку Дума Киренского муниципального образования фактически исключила возможность наступления ответственности главы Киренского муниципального образования Черных Н.М, то есть высшего должностного лица муниципального образования, за несоблюдение ограничений, запретов, нарушив тем самым интересы Киренского муниципального образования, допустив факт осуществления полномочий в пределах городского поселения лицом, которым нарушены ограничения, запреты, обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ.
Исковые требования прокурора направлены на защиту прав, свобод и законных интересов населения Киренского муниципального образования.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года прекращены полномочия главы Киренского муниципального образования Черных Николая Михайловича досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", немедленно после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 мая 2020 года решение Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией Киренского городского поселения ставится вопрос об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
В кассационной жалобе Черных Н.М. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Думой Киренского муниципального образования ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем Губернатора Иркутской области представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, представленные прокуратурой Иркутской области, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, приняв во внимание, что Дума Киренского муниципального образования дважды приняла решение о не удалении главы Киренского муниципального образования в отставку, исключив возможность наступления ответственности главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При осуществлении главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. функций по муниципальному управлению в отношении ООО "Тепловодоканал" и ООО "УК "Энергия" возник конфликт интересов, поскольку передача указанным коммерческим организациям в пользование и владение муниципального имущества, установление долгосрочных тарифов, заключение с ними муниципальных контрактов связано с извлечением прибыли.
При этом единственным учредителем ООО "Тепловодоканал" и ООО "УК "Энергия" является супруга главы Киренского муниципального образования Черных Н.М. - ФИО12, что свидетельствует о личной заинтересованности ФИО13 в принятии администрацией Киренского муниципального образования положительных решений в отношении указанных юридических лиц и, как следствие, о возможном получении доходов супругой Черных Н.М. - ФИО14 Возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой Киренского муниципального образования Черных Н.М. должностных (служебных) обязанностей, однако никаких мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов Черных Н.М. предпринято не было. В нарушение запрета на участие в управлении коммерческой организацией глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. в период исполнения своих полномочий по данным ЕГРЮЛ являлся директором ООО "Водоканал", то есть лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Юридическое лицо не ликвидировано, занимается, в том числе, взысканием дебиторской задолженности, то есть извлечением прибыли. Кроме того, глава Киренского муниципального образования Черных Н.М. в справке за 2017 год не указал действующий счет "данные изъяты" от 18 января 2010 год в ПАО Сбербанк, на который в 2017 год поступили денежные средства в размере 2 347 120, 48 руб, также не указал, что является участником коммерческой организации ООО "Водоканал", в справке супруги Черных О.В. не указал доход от вкладов в размере 87 815, 15 руб. Указанные нарушения в связи с их характером, объемом, значительностью укрытых сведений являются существенными.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального или процессуального права не свидетельствуют.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения (статья 3, часть 2; статья 12; статья 32, части 1 и 2; статьи 130 и 131). При этом в Российской Федерации обеспечивается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. На это указывается в пункте 1 статьи 3 ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года.
Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.
Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон " 131-ФЗ) одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Черных Н.М, являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Киренского муниципального образования Иркутской области, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, не представил достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения полномочий главы Киренского муниципального образования. Выводы судов соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока для применения мер прокурорского реагирования не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не основаны на нормах материального права.
С учетом принятия Думой Киренского муниципального образования 4 созыва 23 октября 2019 года решения о не удалении главы в отставку, и обращения прокурора в суд с настоящим административным иском в связи с непринятием соответствующего решения представительным органом местного самоуправления, сроки для обращения соблюдены, о чем правильно указано судами при разрешении требований.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с принятием отказа прокурора от заявленных требований по ранее рассмотренному административному делу не могу быть приняты во внимание, поскольку предмет исковых требований по ранее рассмотренному делу не является тождественным, основания для прекращения производства по делу, установленные пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование возражений относительно заявленных требований, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование заявителями жалоб положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, оснований для отмены судебных актов Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Киренского районного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 мая 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.