Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Налбандяна Геворга Мельсиковича, поданную 28 августа 2020 года, на решение Аскизкого районного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года
по административному делу N 2а-650/2020 по административному исковому заявлению Налбандяна Геворга Мельсиковича о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Аскизского района Республики Хакасия от 4 августа 2020 года N 232/1529-4 об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение Яськовой Ю.С, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, установила:
решением Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от 23 июня 2020 года N 173 на 13 сентября 2020 года назначены выборы главы муниципального образования Бельтирский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия.
Налбандян Г.М. обратился в Аскизский районный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Аскизского района Республики Хакасия от 4 августа 2020 года N 232/1529-4 об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, выдвинутого избирательным объединением ХРО Политической партии "Коммунистическая Партия Коммунисты России", о возложении обязанности зарегистрировать на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что будучи гражданином Российской Федерации, обладая паспортом гражданина Российской Федерации, начиная с 9 ноября 2009 года будучи избранным в период с 2010 года по 2015 года депутатом Совета депутатов Бельтирского сельсовета, а в период с 2015 года по настоящее время - депутатом Совета депутатов Аскизского района, Налбандян Г.М. принял решение реализовать свое пассивное избирательное право путем участия в выборах на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Аскизского района от 4 августа 2020 года ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия со ссылкой на отсутствие пассивного избирательного права, связанного с наличием гражданства иностранного государства Республики Армения.
Полагает данный отказ необоснованным. Вывод ответчика о наличии у него двойного гражданства является незаконным, поскольку от гражданства Республики Армения отказался, подав соответствующее заявление в Посольство Армении. Решение о принятии его в гражданство Российской Федерации, подтверждает отсутствие у него гражданства иностранного государства. Кроме того, в период с 2010 года по 2015 год он являлся депутатом Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, с 2015 года по настоящее время является депутатом Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия, что также свидетельствует об отсутствии у него двойного гражданства.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Налбандяном Г.М. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно Федеральному закону N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32).
Аналогичное условие предусмотрено частью 1 статьи 21 Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия N 65-ЗПХ).
В соответствии частью 7 статьи 3 Закона Республики Хакасия N 65-ЗРХ, пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Аскизского района от 4 августа 2020 года N 232/94 отказано в регистрации Налбандяна Г.М, выдвинутого избирательным объединением Хакасского республиканского отделения Политической партии "Коммунистическая партия коммунисты России" кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизкого района Республики Хакасия на основании подпункта "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствии с частью 7 статьи 31 Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" в связи с отсутствием у кандидата пассивного избирательного права. Территориальной избирательной комиссией Аскизского района Республики Хакасия указано, что по результатам проверки достоверности сведений о кандидатах, представленных при выдвижении, из МВД по Республике Хакасия получена информация о наличии у Налбандяна Г.М. гражданства Республики Армения.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к выводу, что Территориальной избирательной комиссией Аскизского района Республики Хакасия обоснованно принято решение об отказе в регистрации Налбандяна Г.М. кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, поскольку согласно информации МВД по Республике Хакасия Налбалдян Г.М. приобрел гражданство Российской Федерации в результате приема на основании решения УФМС по Республике Хакасия от 16 октября 2009 года в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", был документирован паспортном гражданина Российской Федерации. При этом сведения о выходе Налбалдяна Г.М. из гражданства Республики Армения в МВД по Республике Хакасия в установленном законом порядке не поступали. Представленное нотариально заверенное согласие Налбандяна Г.М. от 17 апреля 2009 года об отказе от имеющегося гражданства Республики Армения не свидетельствует об утрате гражданства иностранного государства. Наличие у гражданина Российской Федерации Налбалдяна Г.М. гражданства Республики Армения является препятствием быть избранным в органы местного самоуправления.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального или процессуального права не свидетельствуют.
Как следует из статьи 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами Российской Федерации как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством. При этом на нормативное содержание пассивного избирательного права может влиять наличие у гражданина Российской Федерации политико-правовой связи с другим государством, т.е. пребывание гражданина Российской Федерации в гражданстве иностранного государства.
Конституция Российской Федерации, утверждая в соответствии с волей многонационального народа России незыблемость демократической основы суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (абзац седьмой преамбулы; статья 1, часть 1; статья 3, часть 3) и, соответственно, закрепляет права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством выборов, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2).
Конституция Российской Федерации прямо указывает в статье 62 (часть 2) на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека (статья 21), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 25 которого допускает введение обоснованных ограничений права и возможности каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека также следует, что право лица выдвигать свою кандидатуру на выборах, несмотря на его важность, не носит абсолютного характера: поскольку статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая это право, не конкретизирует его и тем более не дает ему юридического определения, появляются возможности для введения так называемых подразумеваемых ограничений (Постановление от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн (Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии"); соответственно, государства достаточно свободны в рамках своего конституционного строя устанавливать статус парламентариев, включая критерии избираемости (Постановление от 1 июля 1997 года по делу "Гитонас (Gitonas) и другие против Греции").
Согласно статье 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 29 августа 1997 года, постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания, за изъятиями, установленными настоящим Договором. В частности, постоянный житель не вправе: избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления Стороны проживания; участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимой стороной проживания; занимать должности, требующие в соответствии с законодательством Стороны проживания наличия ее гражданства.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", явившейся основанием для приобретения гражданства Российской Федерации на основании заявления Налбандяна Г.М, поданного 29 апреля 2009 года, иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Согласно пункту "г" части 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент принятия решения о приеме в гражданство Налбандяна Г.М. и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
В соответствии с Законом Республики Армения "О гражданстве Республики Армения", принятом 6 ноября 1995 N С-061-I -ЗР-16 и решением Правительства Республики Армения от 23 ноября 2007 N 1390-Н односторонний отказ от гражданства Республики Армения сам по себе не влечет утраты (прекращения) гражданства Республики Армения. Вопросы приема и прекращения гражданства Республики Армения решает Президент Республики. Гражданство Республики Армения прекращается указом Президента. Для прекращения гражданства Республики Армения подается заявление на имя Президента Республики Армения с приложением установленного перечня документов.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об отсутствии допустимых доказательств прекращения гражданства Республики Армения на момент принятия решения об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, и разрешения требований судом, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, нарушение судами норм материального права не подтверждают. Оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Аскизкого районного суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 8 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.