Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малининой Юлии Валерьевны, поданную 6 сентября 2020 года, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 августа 2020 года
по административному делу N 2а-3144/2020 по административному исковому заявлению Малининой Юлии Валерьевны о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу N 3 от 28 июля 2020 года N 4/11 "О регистрации кандидата Шилова Ивана Ильича в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" по многомандатному избирательному округу N 3.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене, установила:
решением Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 15 июня 2020 года N 41-316-Р назначены выборы депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов на 13 сентября 2020 года.
Малинина Ю.В, зарегистрированный кандидат в депутаты, обратилась в Емельяновский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу N 3 от 28 июля 2020 года N 4/11 "О регистрации кандидата Шилова Ивана Ильича в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" по многомандатному избирательному округу N 3.
В обоснование требований ссылалась на то, что решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу N 3 от 28 июля 2020 года N 4/11 Шилов И.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу N 3, выдвинутого избирательным объединением "Емельяновским районным местным отделением Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Считает указанное решение незаконным, поскольку не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 11 июля 2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", поскольку кандидат подлежал выдвижению общим собранием местного отделения политический партии. Кроме того, кандидат Шилов И.И. в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения об образовании, а также сведения о судимости. При данных нарушениях Избирательная комиссия по выборам депутатов Емельяновского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу N 3 должна была отказать Шилову И.И. в регистрации в кандидатом в депутаты.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Малининой Ю.В. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание, организованное с использованием систем видеоконференц - связи Советского районного суда г. Красноярска не явились после перерыва, объявленного на период обследования здания суда по сообщению о наличии взрывного устройства, об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право на свободные выборы и гарантирующая его реализацию обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа, закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1). Международный пакт о гражданских и политических правах также исходит из того, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок регистрации кандидатов, а также основания отказа в регистрации установлены статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона (подпункт "б" пункт 24 статья 38);
сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона (подпункт "е" пункт 24 статья 38).
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе подпунктами "б", "е" пункта 24 статьи 38 поименованного федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В соответствии с положениями пунктов 2, 4 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты органов местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии при тайном голосовании, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов.
Согласно пункту 14.8.2 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" местный политический совет выдвигает по согласованию с Президиумом Регионального политического совета тайным голосованием на повторных и дополнительных выборах кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с Президиумом Регионального политического совета кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования административного центра соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 14.7.13.1).
В силу требований пункта 2.1. статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, о согласии баллотироваться, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В соответствии с пунктом 58 статьи 2 Федерального закона для целей применения указанного закона сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться также указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Аналогичные положения предусмотрены Законом Красноярского края от 2 октября 2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".
Исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, установив, что кандидатура Шилова И.И. была согласована Решением Президиума Регионального политического совета Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 10 июля 2020 года, согласно протоколу заседания Местного политического совета Емельяновского районного местного отделения Красноярского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 17 июля 2020 года Шилов И.И. выдвинут кандидат в депутаты Емельяновского поселкового Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3, заявление о согласии баллотироваться содержит сведения об образовании и о судимости кандидата, суды, руководствуясь указанным выше нормами права, пришли к выводу, что порядок выдвижения кандидата Шилова И.И. соответствует закону и уставу политической партии, заявление о согласии баллотироваться содержит сведения все необходимые сведения об образовании и о судимости кандидата, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата является законным, оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены регистрации кандидата не имеется.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении, в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной оценки, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Фактически доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, носят субъективный характер и не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 18 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.