Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, поданную через суд первой инстанции 9 сентября 2020 г, поступившую в суд кассационной инстанции 16 сентября 2020 г, на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2020 г, по административному делу N 2а-2870/2020 по административному исковому заявлению избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 8 августа 2020 г. N 24/81 "О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Ачинским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськову Ю.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократическая партия России обратилось в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 8 августа 2020 года N 24/81 "О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Ачинским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 21 августа 2020 г. административные исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края от 8 августа 2020 г. N 24/81 "О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Ачинским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2020 г. решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 августа 2020 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2020 г, просит оставить в силе решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 августа 2020 г.
В обоснование жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции неверно применил нормы материального права и пришел к выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 февраля 2002 г. является документом, подтверждающим создание местного отделения политической партии. Указанное постановление не является решением о создании по смыслу пп. "а" п. 5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г. N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае". Местные (городские, районные) отделения избирательного объединения существовали на момент принятия постановления XXXIII (внеочередной) конференции от 2 февраля 2002 г. Законодатель разделяет понятия создания и преобразования, а применительно к преобразованию из общественных объединений в политические партии использует только понятие "преобразование" и не использует понятие "создание". Кроме того, суд апелляционной инстанции не принял во внимание положения Устава КПРФ о том, что местное отделение создается на учредительном собрании или конференции (п.5.1), а также объяснения представителя заинтересованного лица Хлыстовой Л.А. о том, что местное отделение в городе Ачинске было ликвидировано, а затем вновь создано в 2011 году. Представитель заинтересованного лица Хлыстова Л.А. в рамках судебного заседания поясняла о том, что решение о создании местного отделения имеется, но не представлено в избирательную комиссию.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськова Ю.С. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пп. "а" п. 5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г. N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно п.2 ст.35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федерального закона N 67-ФЗ) выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее также - Федеральный закон "О политических партиях") предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Ачинского городского совета депутатов от 23 июня 2020 г. N 55-356р назначены выборы депутатов Ачинского городского Совета депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 г.
26 июля 2020 г. уполномоченным представителем Ачинского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в числе документов для заверения общетерриториального списка кандидатов данного избирательного объединения, в избирательную комиссию были представлены копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"; копия постановления XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 2 февраля 2002 г. (со списком местных отделений), копия постановления внеочередного Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения КПРФ от 13 января 2020 г.; копия постановления VI Пленума Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о переименовании местных отделений.
8 августа 2020 г. решением избирательной комиссии муниципального образования г. Ачинск Красноярского края N 24/81 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Ачинского городского совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутый Ачинским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель Ачинского местного (городского) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" представил в избирательную комиссию необходимые для заверения общетерриториального списка кандидатов документы, в том числе постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 2 февраля 2002 г, которое является документом о создании местного отделения политической партии, в связи с чем не имеется указанных административным истцом оснований для признания незаконным и отмены решения Избирательной комиссии от 8 августа 2020 г. N 24/81 "О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого Ачинским местным (городским) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 1 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях", из которого следует, что общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе преобразовываться в политические партии в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение двух лет со дня его вступления в силу.
Установив, что до принятия Федерального закона "О политических партиях", Коммунистическая партия Российской Федерации существовала в форме Общероссийской общественной политической организации, одним из ее региональных организаций являлась Красноярская краевая организация, в состав которой входили местные (городские, районные) отделения, в том числе и в г. Ачинске, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что постановление XXXIII (внеочередной) конференции Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации от 2 февраля 2002 г, согласно которому городские и районные организации Общероссийской общественной политической организации "Коммунистическая партия Российской Федерации", входившие в состав Красноярской краевой организации КПРФ, преобразованы в местные (городские, районные) отделения Коммунистической партии Российской Федерации, следует считать документом, подтверждающим создание Ачинского местного отделения политической партии.
Кассационный суд находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О политических партиях" в редакции, действующей до 23 мая 2015 года, предусматривал такой способ создания политической партии как преобразование в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Соответственно, по смыслу закона преобразование местного отделения общероссийской политической общественной организации в местное отделение политической партии является созданием местного отделения политической партии.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт создания либо ликвидации местного отделения политической партии не может подтверждаться объяснениями лиц, участвующих в деле, поскольку подлежит установлению на основании соответствующих документов.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2020 г. в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 сентября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.