Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе в составе
Председательствующего: Латушкиной С.Б, Судей Шефер И.А, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1083/2019 (N) по иску Лагасюк Л.Л. к Новокузнецкому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте г. Новокузнецк, Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет периодов службы в республике Казахстан и перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Лагасюк Л.Л. на решение Куйбышевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Раужина Е.Н, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя Новокузнецкого линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте г. Новокузнецк Дадаевой О.Г, представителя Главного Управления Министерства Внутренних дел России по Кемеровской области Михайленко Н.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лагасюк Л.Л. обратилась в суд с иском к Новокузнецкому линейному Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте г. Новокузнецк, Главному управлению Министерства внутренних дел России Кемеровской области о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет периодов службы в республике Казахстан и перерасчете пенсии.
Требования мотивирует тем, что в период с 16 мая 1994 г. по 2 ноября 1998 г. Лагасюк Л.Л. проходила службу в органах внутренних дел на территории Республики Казахстан, впоследствии с 1 декабря 1999 г. по 3 мая 2018 г. на территории Российской Федерации.
В выслугу лет истице не засчитан период с 1 января 1996 г. по 18 июня 1997 г, когда она была откомандирована в распоряжение УГСК Жезказганской области приказом УВД г. Жезказган от 31 декабря 1995 г. N л/с. Данный период службы 1 год 5 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 2 года 2 месяца 9 дней не включен в выслугу лет, по тем основаниям, что Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан не входил в систему органов внутренних дел Республики Казахстан.
Истец ссылается на то, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан период службы в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан подлежит включению в выслугу лет.
С учетом частичного отказа от исковых требований Лагасюк Л.Л. просит возложить на Новокузнецкий линейный отдел МВД России на транспорте г. Новокузнецк обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 1 января 1996 г. по 18 июня 1997 г. в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан в льготном исчислении 2 года 2 месяца 9 дней; обязать Главное Управление МВД России по Кемеровской области произвести перерасчет пенсии.
Решением Куйбышевского районного суда Кемеровской области от 9 октября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Лагасюк Л.Л. к Новокузнецкому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте г. Новокузнецк, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет периодов службы в республике Казахстан и перерасчете пенсии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2020 г. решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 9 октября 2019 г. оставлено без изменения.
Лагасюк Л.Л. подана кассационная жалоба, в которой она просит отменить указанные судебные акты как незаконные. Заявитель полагает, что суды безосновательно посчитали, что выслуга лет зависит от названия государственного органа, а не от фактически выполняемых функций, что, по мнению заявителя, является нарушением международных норм права в части пенсионного обеспечения.
Также Лагасюк Л.Л. указывает, что фактически в спорный период она работала в учреждении уголовно-исполнительной системы, стаж работы в которой засчитывается в выслугу лет согласно российскому законодательству.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лагасюк Л.Л, надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явилась, сведений о причинах неявки не представила, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просила. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Новокузнецкого линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте г. Новокузнецк Дадаевой О.Г, представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области Михайленко Н.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с 16 мая 1994 г. по 2 ноября 1998 г. Лагасюк Л.Л. (Федорова) проходила службу в органах внутренних дел на территории Республики Казахстан, впоследствии с 1 декабря 1999 г. по 3 мая 2018 г. - на территории Российской Федерации.
На основании приказа Новокузнецкого линейного отдела МВД России N/с от 28 апреля 2018 г. Лагасюк Л.Л. уволена со службы 3 мая 2018 г.
Согласно справке ГУ МВД РФ по Кемеровской области от 26 сентября 2019 г. с 4 мая 2018 г. Лагасюк Л.Л. является получателем пенсии по линии МВД в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N, и с 1 января 2019 г. истице пересчитана пенсия за выслугу, период прохождения службы Государственном Комитете Республики Казахстан с 1 января 1996 г. по 19 июня 1997 г. исключен из выслуги лет для назначения пенсии.
В период с 1 января 1996 г. по 28 июня 1996 г. истица проходила службу в должности контролера СИ-21 Управления Государственного следственного комитета республики Казахстан по Жезгазганской области.
Согласно архивной справке, Государственный следственный комитет Республики Казахстан образован во исполнение Указа Президента Республики Казахстан N от 6 октября 1995 г. "Об образовании Государственного следственного комитета Республики Казахстан".
В соответствие с выпиской из приказа N от 31 декабря 1995 г. начальника УВД г.Жезказган в связи с образованием Государственного следственного комитета Республики Казахстан сержант внутренней службы Лагасюк Л.Л. освобождена от занимаемой должности и откомандирована в распоряжение Государственного следственного комитета с сохранением денежного содержания по прежней должности до 1 января 1996 г.
В приказе начальника УГСК г.Жезказган N л\с от 3 января 1996 г. указывается, что во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 года N "Об образовании Государственного следственного Комитета Республики Казахстан" сержант юстиции Лагасюк Л.Л. назначена с 1 января 1996 г. на должность контролера СИ-21 УГСК по Жезказганской области.
Разрешая спор и отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", Указами Президента Республики Казахстан N 2513 от 6 октября 1995 г. и N 2594 от 4 ноября 1995 г, исходили из того, что Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан являлся самостоятельным органом государственной власти и не входил в систему органов внутренних дел, необходимое соглашение, устанавливающее условия и порядок включения периодов службы в указанном органе государственной власти между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключено, до переезда истца из Республики Казахстан в Россию пенсия ей не назначалась.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 г. на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как установлено судом, Лагасюк Л.Л. в период с 1 января 1996 г. по 18 июля 1997 г. проходила службу в Государственном Следственном Комитете Республики Казахстан, который согласно Указам Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г. N 2513 и от 21 декабря 1995 г. N 2706 являлся специальным государственным органом, не входящим в систему центральных исполнительных органов Республики, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что в соответствии с приказом N от 31 декабря 1995 г. начальника УВД г. Жезказган и приказом начальника УГСК г. Жезказган N л\с от 3 января 1996 г. истец не получала заработную плату в спорный период от МВД Республики Казахстан, имела специальное звание сержант юстиции, которое не было предусмотрено в МВД Республики Казахстан.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет, указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств - участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы международного и национального права при установлении наличия у Лагасюк Л.Л. права включения периода ее службы в Государственном следственном комитете Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об учете установленного законодательством республики Казахстан порядка исчисления выслуги лет не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Соглашение от 24 декабря 1993 г. основано на Соглашении от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм статей 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством, Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Истцу пенсия в республике Казахстан не назначалась ввиду отсутствия необходимых по законодательству Республики Казахстан условий для ее назначения, и впервые была назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем ссылки заявителя на положения статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. не опровергает выводы судом первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в то время как суд кассационной инстанции с учетом положений части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность обжалуемых судебных актов и устанавливает только правильность применения и толкования норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы судов, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 9 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лагаюск Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.