N 88-13838/2020
г. Кемерово 4 сентября 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Прудентовой Е.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-1365/2019; N 22MS0006-01-2019-006107-44 по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Прохода Алексея Даниловича, Прохода Тамары Ивановны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о взыскании недополученной суммы компенсации, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 мая 2020 г.
установил:
прокурор Центрального района города Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах Прохода Алексея Даниловича (далее - Прохода А.Д.) к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу") о взыскании недоплаченной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" за период с апреля 2008 года по апрель 2011 года в размере 342 рубля 55 копеек; в интересах Прохода Тамары Ивановны (далее - Прохода Т.И.) о взыскании недоплаченной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" за период с апреля 2008 года по июнь 2011 года в размере 216 рублей 90 копеек, так как ответчиком расчет производился исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в то время как при расчете компенсации расходов по оплате отопления истцу необходимо было использовать общую площадь занимаемого жилого помещения.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 15 октября 2019 г. исковые требования удовлетворены, с КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" взыскана в пользу Прохода А.Д, Прохода Т.И. недополученная сумма компенсации расходов по оплате коммунальной услуги "отопление" в общем размере 559 рублей 45 копеек, - в пользу Прохода А.Д. 342 рубля 55 копеек, в пользу Прохода Т.И. 216 рублей 90 копеек.
Апелляционным определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 мая 2020 г. решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 15 октября 2019 г. оставлено без изменения.
КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных актов как незаконных.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции возбудил производство по кассационной жалобе КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу", согласно части 4 статьи 7, части 4 статьи 333, части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражения прокуратуры Центрального района города Барнаула, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что Прохода А.Д, Прохода Т.И. являются ветеранами труда и на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", статей 2, 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" имеет право на предоставление мер социальной поддержки. С апреля 2008 г. материальным истцам назначена денежная компенсация в размере 50 % расходов на оплату коммунальной услуги "отопление". В нарушение закона льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего материальному истцу жилого помещения, а исходя из площади жилого помещения в 21 кв. м при общей площади 48, 1 кв. м.
За период с апреля 2008 года по апрель 2011 года для Прохода А.Д. сумма недоплаты составила 342 рубля 55 копеек, за период с апреля 2008 года по июнь 2011 года сумма недоплаты составила 216 рублей 90 копеек для Прохода Т.И.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", частью 3 статьи 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", пунктами 2, 14, 15, 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату услуг жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N 126, пришел к выводу, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Оставляя решение мирового судьи первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильном применении норм права судом первой инстанции, указав что ответчиком расчет производился исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в то время как при расчете компенсации расходов по оплате отопления истцу до 2012 г. необходимо было использовать общую площадь занимаемого жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", часть 3 статьи 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", пункты 2, 14, 15, 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату услуг жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N 126, Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения, что ответчиком расчет производился исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в то время как при расчете компенсации расходов по оплате отопления истцу до 2012 г. необходимо было использовать общую площадь занимаемого жилого помещения, что правоотношения сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" установлены на территории Алтайского края меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24 июля 2012 г.), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 % расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьёй 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 1997 г. N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 1 сентября 1997 г. по 13 июля 2012 г, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июня 2012 г. N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14 июня 2012 г, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.
Выводы мирового судьи о неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности, обоснованности иска являются верными и обоснованными. Часть 3 статьи 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" судами первой и апелляционной инстанций применена правильно. Правоотношения сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, не применяются.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что изменения в законодательство в 2012 г. не были направлены на уменьшение объема предоставляемых мер поддержки, не является основанием для отмены решения мирового судьи, апелляционного определения.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Результаты оценки доказательств судами приведены в судебных актах в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают нарушений судом первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района города Барнаула от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.