Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Прудентовой Е.В, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское N2-4156/2019 (N) по иску Пашагина Ю.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента ее назначения, взыскании невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Пашагина Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 20 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пашагин Ю.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (далее УПФР в Ленинском АО г. Омска) об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента ее назначения, взыскании невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что в январе 2019 года в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Омска от 9 ноября 2018 года ему была назначена страховая пенсия по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пашагин Ю.В. полагал, что размер пенсии занижен, поскольку ответчиком для определения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) учтены страховые взносы включительно по первый квартал 2018 года, тогда как пенсия была назначена с 20 июня 2018 г, в результате чего размер пенсии оказался меньше на 145 рублей 69 копеек. В августе 2019 года ему произведен перерасчет размера пенсии, ИПК за год составил 3 балла, пенсия была увеличена на 261 рубль, но перерасчета размера ИПК за 2 квартал 2018 года не сделали, хотя он считает, что за этот период ИПК составляет 1.67 балла. Указал, что неоднократные обращения к ответчику за перерасчетом по данному факту в течение полутора лет причинили истцу нравственные страдания.
Истец просил обязать УПФР в Ленинском АО г. Омска включить в ИПК на момент назначения пенсии 1, 67 баллов, накопленных за период с 1 апреля 2018 г. по 20 июня 2018 г, произвести перерасчет размера назначенной пенсии в сторону увеличения на 145 рублей 69 копеек, выплатить истцу недополученную пенсию за период с 20 июня 2018 г. по настоящее время в размере 2 318 рублей 80 копеек, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 20 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Пашагину Ю.В. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 марта 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Омска от 20 декабря 2019 г. оставлено без изменения.
Пашагиным Ю.В. подана кассационная жалоба, в которой заявитель ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, указывая на неправильное толкование судебными инстанциями Федерального закона "О страховых пенсиях", а также несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 21 мая 2018 г. Пашагин Ю.В. обратился в УПФР в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 29 августа 2018 года N истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
Решением Ленинского районного суда г. Омска 9 ноября 2018 года на УПФР в Ленинском АО г. Омска возложена обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ Пашагина Ю.В. определенные периоды работы в плавсоставе на судах речного флота и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 июня 2018 года; решение вступило в законную силу 15 декабря 2018 года.
16 января 2019 г. решением УПФР в Ленинском АО г. Омска Пашагину Ю.В. за период с 20 июня 2018 г. по 31 декабря 2018 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в размере 11 352 рубля 48 копеек, за указанный период осуществлена единовременная выплата 72 277 рублей 45 копеек.
Распоряжением УПФР в Ленинском АО г. Омска о перерасчёте размера пенсии от 16 января 2019 года размер указанной пенсии с 1 января 2019 г. был определен как 12 153 рубля 22 копейки, из которых 6 819 рублей 3 копейки ? страховая пенсия, 5 334 рубля 19 копеек ? фиксированная выплата (с учетом повышения).
Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 17 января 2019 г. по результатам уточнения факта осуществления Пашагиным Ю.В. работы по состоянию на октябрь 2018 г. (на основании представленных страхователем за октябрь 2018 года сведений в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") принято решение осуществлять выплату с 1 января 2019 г. страховой пенсии по старости в прежнем размере 11 352 рубля 48 копеек - без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 этого же закона.
При расчете размера пенсии ответчиком учтены следующие показатели: заработок учтен за период, начиная с марта 2001 года, фактическое отношение заработной платы истца к заработной плате по стране за тот же период составило 1, 596, который в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ учитывается в размере не свыше 1, 2; заработок истца после 1 января 2002 г. учтен в виде страховых взносов, начисленных работодателем на обязательное пенсионное страхование в ПФР в зависимости от начисленной заработной платы; общий трудовой стаж истца на 1 января 2002 г. составил 20 лет 2 месяца; сумма страховых взносов по состоянию на 31 декабря 2014 г. 244 043 рубля 85 копеек, ИПК за периоды с 2015 года - 3, 832 балла, в том числе за 2017 года - 2, 576 балла и за 1 квартал 2018 года - 1, 256 балла.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Пашагина Ю.В. на дату назначения истцу страховой пенсии сведения о страховых взносах за второй квартал 2018 года (с 1 апреля по 20 июня 2018 г.) на индивидуальном лицевом счете отсутствовали, поступили 9 ноября 2018 г..
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на дату назначения истцу страховой пенсии ? 20 июня 2018 г. сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам за второй квартал 2018 года отсутствовали на индивидуальном лицевом счете истца, ответчик правомерно произвел определение размера пенсии без учета страховых взносов за оспариваемый период времени, в связи с чем заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с его выводами.
При этом суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что поскольку на индивидуальном лицевом счете Пашагина Ю.В. на момент назначения пенсии отсутствовали сведения об уплаченных страховых взносах за второй квартал 2018 года, органом пенсионного обеспечения обоснованно были учтены лишь сведения по 1 квартал 2018 года включительно, с произведением последующего перерасчета размера пенсии в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях с 1 августа 2019 года с учетом поступивших сведений об уплате страховых взносов, что не противоречит действующему пенсионному законодательству.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пенсионным законодательством с 1 января 2015 г. исчисление страховых (трудовых) пенсий осуществляется согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что размер страховой пенсии по старости представляет собой производное индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, и представляет собой производное суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу части 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу части 7 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеизложенными правовыми нормами, положениями статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", учитывая, что страхователи представляют сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, следовательно, отчетным периодом установлен именно квартал, предоставление сведений в отношении застрахованного лица за 2 квартал в ноябре 2018 года, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для учета указанных выше сведений пенсионным органом на момент назначения таковой - 20 июня 2018 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что расчет размера пенсии органом пенсионного обеспечения был произведен истцу на основании решения суда, вступившего в законную силу 15 декабря 2018 г. в январе 2019 года, не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку оценка пенсионных прав истца при назначении пенсии производилась по состоянию на 20 июня 2018 г, то есть на дату назначения пенсии в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, страховые взносы, уплаченные работодателем за второй квартал 2018 года, учтены при перерасчете пенсии с 1 августа 2019 г, произведенном в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, регулирующие трудовые и пенсионные отношения, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска. Выводы судов первой и апелляционной инстанции подробно мотивированы со ссылкой на действующее законодательство и материалы дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, поскольку в силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 20 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пашагина Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.