Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б, Прудентовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-80/2020; N 22RS0067-01-2019-003688-17 по иску Финошкина Эдуарда Вячеславовича к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, Министерству внутренних дел России о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки, о понуждении возобновить выплату пенсии, по кассационной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суд города Барнаула Алтайского края от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Финошкин ФИО7 (далее - Финошкин Э.В, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД России по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным заключения по материалам служебной проверки о не включении в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России периодов службы в органах уголовно- исполнительной системы Республики Казахстан, о понуждении возобновить выплату пенсии.
В обоснование иска указал, что ему прекращена выплата пенсии с 1 сентября 2019 г. Решение принято на основании заключения по материалам служебной проверки, утвержденного врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю 19 июля 2019 г, согласно которому в ходе анализа материалов пенсионного дела Финошкина Э.В. было установлено, что в расчет выслуги лет пенсии включены периоды с 28 декабря 2001 г. по 8 января 2002 г. резерве КУИС Министерства юстиции Республики Казахстан, с 8 января 2002 г. по 1 декабря 2006 г. в качестве дежурного помощника начальника колонии Учреждение ЕЦ-166/11 УК УИС по Акмолинской области г. Степногорск, с 1 декабря 2006 г. по 17 апреля 2008 г. в качестве начальника отдела специального учета Учреждения ЕЦ-116/11 УК УИС по Акмолинской области г. Степногорск, с 17 апреля 2008 г. по 30 декабря 2011 г. в качестве заместителя начальника колонии по воспитательной работе Учреждения ЕЦ-166/11 УК УИС по Акмолинской области г. Степногорск. Ссылаясь на то, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" периода работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, ответчик пришел к выводу, что при исключении указанных периодов выслуга лет в льготном исчислении составляет менее 20 лет.
Истец полагает, что действия ответчика по прекращению выплаты пенсии являются незаконными, поскольку международными Соглашениями предусмотрено право военнослужащих, уволенных с военной службы на территории другого государства, получать аналогичную пенсию, которая была назначена в другом государстве, в данном случае в Республике Казахстан, тем самым прекращение выплаты пенсии нарушило его право как гражданина Российской Федерации на пенсионное обеспечение.
Уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил признать решение ГУ МВД России по Алтайскому краю, оформленное в виде заключения по материалам служебной проверки, утвержденное 19 июля 2019 г. врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет незаконным, обязать возобновить выплату пенсию пенсии за выслугу лет с 1 сентября 2019 г.
Решением Октябрьского районного суд города Барнаула Алтайского края от 23 января 2020 г. иск удовлетворен. Заключение по материалам проверки по факту прекращения выплаты пенсии за выслугу лет по линии МВД России Финошкину Э.В, утвержденное врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю подполковником внутренней службы ФИО8 Д.Н. от 19 июля 2019 г. признано незаконным. На ГУ МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность возобновить Финошкину Э.В. выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России с 1 сентября 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 июня 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ГУ МВД России по Алтайскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений Финошкина Э.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 февраля 2012 г. начальником Департамента уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области утверждено заключение о назначении Финошкину Э.В. пенсии за выслугу лет и установлении размера пенсионной выплаты. Согласно заключению подполковнику юстиции Финошкину Э.В, уволенному приказом начальника Департамента УИС по Акмолинской области от 27 декабря 2011 г. Nл/с по собственному желанию, с 30 декабря 2011 г. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 г. назначена пенсия; на основании пунктов 1, 3 статьи 61 указанного закона установлена выплата в неполном размере в размере 18 % от денежного довольствия, которая подлежит выплате с 30 декабря 2011 г. (л.д. 30).
Министерством внутренних дел Республики Казахстан Государственное учреждение "Департамент уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области" подполковнику юстиции запаса Финошкину Э.В. выдано удостоверение N от 24 февраля 2012 г. (л.д. 50).
Из имеющегося в пенсионном деле расчета выслуги лет следует, что подполковник юстиции Финошкин Э.В, бывший заместитель начальника колонии по воспитательной работе Республиканского государственного учреждения "Учреждение ЕЦ-166/11" Комитета уголовно- исполнительной системы МВД Республики Казахстан, уволен из органов внутренних дел по подпункту 5 пункта 1 статьи 80 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 г. N 380-IV "О правоохранительной службе" (по собственному желанию) с 30 декабря 2011 г. Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения составила 21 год 08 месяцев 03 дня в календарном исчислении, 29 лет 10 месяцев 10 дней в льготном исчислении.
На основании заявления истца в связи с его переездом и регистрацией на территории Российской Федерации, пенсия ему выплачивалась в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" на территории Алтайского края с 29 августа 2018 г, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, подтверждается заключением N от 12 октября 2018 г, утвержденным начальником центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю, уведомлением ГУ МВД России по Алтайскому краю от 12 октября 2018 г. о продлении выплаты пенсии за выслугу лет с 28 августа 2018 г. (л.д. 14, 29).
19 июля 2019 г. врио начальника ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено по материалам служебной проверки заключение, согласно которому следует прекратить выплату пенсии Финошкину Э.В. с 1 сентября 2019 г. В ходе проверки специалистом - экспертом отделения пенсионного обеспечения отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю было установлено, что в расчет выслуги лет пенсии Финошкина Э.В. включены периоды работы с 28 декабря 2001 г. по 8 января 2002 г. в резерве Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, с 8 января 2002 г. по 1 декабря 2006 г. в качестве дежурного помощника начальника колонии Учреждение ЕЦ-166/11 УК уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области г. Степногорск, с 1 декабря 2006 г. по 17 апреля 2008 г. в качестве начальника отдела специального учета Учреждение ЕЦ-116/11 УК уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области г. Степногорск, с 17 апреля 2008 г. по 30 декабря 2011 г. в качестве заместителя начальника колонии по воспитательной работе Учреждение ЕЦ-166/11 УК уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области г. Степногорск. Ответчик пришел к выводу, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", периода работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, а при исключении указанных периодов выслуга лет в льготном исчислении составляет менее 20 лет.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашения стран Содружества Независимых Государств "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 г, в соответствии с которыми выплата ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения сохраняется и осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Стороны, на территории которой сотрудник постоянно проживает, то есть в данном случае - законодательством Российской Федерации, пришел к выводу о наличии у истца права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, сослался также на абзац 5 пункта "а" статьи 1, статью 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пункт 1 Положения "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, статью 4 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", статью 60 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", Правила назначения и осуществления пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания и классные чины, за исключением таможенных органов, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 г. N 138 (действующими на дату назначения истцу пенсии.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что истцу Финошкину Э.В. в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан пенсия была назначена уполномоченным органом Республики Казахстан, истец в Казахстане проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права ошибочны.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашение стран Содружества Независимых Государств "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 г, абзац 5 пункта "а" статьи 1, статью 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пункт 1 Положения "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", утв.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941, статью 4 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г..N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", статью 60 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г..N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", Правила назначения и осуществления пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания и классные чины, за исключением таможенных органов, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 г..N 138 (действующими на дату назначения истцу пенсии.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что истцу Финошкину Э.В в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан пенсия была назначена уполномоченным органом Республики Казахстан, истец в Казахстане проходил службу в уголовно-исполнительной системе, выплата ранее назначенной пенсии при переезде истца на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения сохраняется и осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Стороны, на территории которой сотрудник постоянно проживает, то есть в данном случае - законодательством Российской Федерации, у истца имеется право на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации, являются законными и обоснованными.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при определенных условиях, закрепленных статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с абз. 5 пункта "а" статьи 1 названного Закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяется на лиц, указанных в статье 4 указанного закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договором (соглашением) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерации либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Во исполнение положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (деле - Постановление).
Пунктом 1 данного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в том числе военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Соглашения от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств".
Согласно преамбуле названного Соглашения правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. В статье 1 соглашения определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 1 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Из указанного следует, что сотрудникам органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в порядке, установленном законодательством Сторон, где они проходили службу. При этом пенсия по избранному месту жительства назначается тому лицу, которое до переезда приобрело право на пенсию в стране по месту прохождения службы и увольнения с нее.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Согласно Закону Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (действовавшему на дату назначения истцу пенсии) органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства (статья 1).
Среди задач органов внутренних дел является исполнение уголовных наказаний и административных взысканий (статья 2).
Статьей 4 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" было определено, что единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, организации образования, учреждения и иные организации.
Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел (статья 5 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан").
В соответствии с Правилами назначения и осуществления пенсионных выплат, государственной базовой пенсионной выплаты, выплат государственных базовых социальных пособий военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания и классные чины, за исключением таможенных органов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2007 г. N 138 (действующими на дату назначения истцу пенсии), назначение пенсионных выплат за выслугу лет, государственной базовой пенсионной выплаты осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами, в частности. Комитетом уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан - лицам, имеющим специальные звания, проходившим службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, финансовой полиции, противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1998 г. N 803, выслуга лет исчисляется в порядке, установленном законодательством соответствующих государств, на территории которых военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, финансовой (налоговой) полиции (милиции), государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции проходили службу, если иное не установлено международными Соглашениями.
Истцу в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан пенсия была назначена уполномоченным органом Республики Казахстан.
Довод кассационной жалобы о том, что нормативными актами не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет периодов службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Республики Казахстан, в связи с чем, правовых оснований для выплаты пенсии истцу на территории Российской Федерации не имеется, не является основанием для отмены судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суды верно учли толкование применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г, данное Решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13 мая 2004 г. N 01-1/7-03 (далее - Решение), носящим рекомендательный характер.
Поводом принятия Решения явился запрос Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств в Экономический Суд Содружества Независимых Государств о толковании применения статей 1-3 вышеуказанного Соглашения на предмет того, распространяются ли указанные нормы Соглашения от 24 декабря 1993 г. на лиц начальствующего и рядового состава, проходивших перед выходом на пенсию службу в учреждениях и органах системы исполнения наказаний, налоговой полиции и иных структурах, не входящих в систему органов внутренних дел отдельных государств-участников Соглашения.
В Решении отмечено, что со времени подписания Соглашения от 24 декабря 1993 года система органов, входящих в министерства внутренних дел государств-участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов внутренних дел.
В ряде государств-участников Соглашения органы исполнения наказания были выведены из системы органов внутренних дел. В частности, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 октября 1997 г. N 1100 и "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 г. N 904 система исполнения наказаний передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. N 244 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы и статуса ее работников" пенитенциарная система передана в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан. Пункт 1 Постановления Правительства Республики Казахстан "Вопросы Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан" от 28 декабря 2001 г. N 1755 устанавливает: "Образовать Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом упраздненного Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан".
Проведенный Экономическим Судом Содружества Независимых Государств анализ национальных нормативных актов государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 г. показал, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
В Российской Федерации таким является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 г. N 136-1 в статье 60 предусматривает, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной власти Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел.
Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в указанном Решении обращено внимание на то, что в отдельных государствах пенсионерам, прибывшим на постоянное место жительства, было отказано в пенсионном обеспечении на том основании, что перед выходом на пенсию они проходили службу в учреждениях и органах, не входящих в систему органов внутренних дел данного государства, в связи с чем имеет место нарушение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы о том, что соглашения о взаимном зачете службы в Министерстве юстиции государств-участников Соглашения не имеется, не являются основаниями для отмены судебных актов.
Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции (Комитете уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан) - участников Соглашений.
При этом ссылка в Решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 13 мая 2004 г. N 01-1/7-03 на то, что Государства с целью избежания коллизий национальных законодательств могут использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 г, - рассмотрение соответствующих вопросов на двусторонней или многосторонней основе, в том числе посредством заключения соответствующих договоров, не определяет обязательное заключение таких договоров.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определены требования, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Доводов о несоответствии истца требованиям, необходимым для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, ответчиками не приведено; на наличие иных препятствий, кроме ведомственной принадлежности подразделения, в котором истец проходил службу в Республике Казахстан, не указано.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Позиция судов основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суд города Барнаула Алтайского края от 23 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 10 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.