Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Богдевич Н.В, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-234/2020, УИД: 42RS0011-01-2019-004003-85 по иску Моровова Льва Серафимовича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Моровова Льва Серафимовича на решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 3 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Моровова Л.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Моровов Л.С. обратился в суд с иском к территориальному пенсионному органу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что Моровов Л.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 декабря 2017 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставил соответствующие документы.
Решением пенсионного органа от 7 февраля 2018 г. N Моровову Л.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, устно разъяснено, что его право на пенсионное обеспечение наступит не ранее декабря 2018 г.
25 декабря 2018 г. истец вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости и решением N от 28 декабря 2018 г. ему вновь отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа на основании того, что в выписке из лицевого счета от 28 ноября 2018 г. (дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования 28 августа 1997 г.) отсутствуют сведения после даты регистрации, в страховой и специальный стаж истцу не включены периоды работы:
с 24 апреля 1998 г. по 1 марта 1999 г. (10 месяцев 8 дней) в ООО "Транзит" г. Сыктывкар;
с 20 марта 1999 г. по 31 августа 1999 г. (6 месяцев) в ООО "Зураба" г.Сыктывкар;
с 1 января 2000 г. по 29 мая 2000 г. (4 месяца 29 дней) в Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации, с 1 сентября 1980 г. по 24 марта 1982 г, с 9 апреля 1982 г. по 3 мая 1984 г. периоды обучения в Коми государственном педагогическом институте, с 24 мая 1984 г. по 15 августа 1987 г. периоды службы в Вооруженных силах СССР.
Истец не согласен с решением ответчика, просил признать незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное)) N от 7 февраля 2018 г. и N от 26 декабря 2018 г. об отказе в установлении пенсии; обязать ГУ УПФ РФ в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) включить в его специальный стаж периоды работы: с 1 сентября 1980 г. по 24 марта 1982 г, с 24 мая 1984 г. по 3 июля 1984 г, с 31 августа 1984 г. по 4 декабря 1984 г, с 2 мая 1985 г. по 22 октября 1985 г, с 9 июня 1987 г. по 15 августа 1987 г. обучения в Коми государственном педагогическом институте; с 9 апреля 1982 г. по 3 мая 1984 г. службы в Вооруженных силах СССР; с 24 апреля 1998 г. по 1 марта 1999 г. работы в ООО "Транзит" г.Сыктывкар; с 20 марта 1999 г. по 31 августа 1999 г. работы в ООО "Зураба" г.Сыктывкар; с 1 января 2000 г. по 29 мая 2000 г. работы в Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации (всего 6 лет 7 месяцев 4 дня), назначить истцу досрочную страховую пенсию с учетом этих периодов с момента возникновения права, то есть с 7 января 2018 г.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 3 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020г, в удовлетворении исковых требований Моровова Льва Серафимовича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск - Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отказано.
В кассационной жалобе истец Моровов Л.С. просит об отмене принятых судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона (здесь и далее приведены положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого решения пенсионного органа) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Город Сыктывкар, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 3 января 1983г. N 12, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигнув возраста 55 лет, 25 декабря 2018 г. обратился в ГУ УПФ РФ в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в городе Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) N от 26 декабря 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 24 апреля 1998г. Моровов Л.С. был принят на работу в ООО "Транзит Коми" директором (приказ N от 24 апреля 1998 г.), 1 марта 1999 г. уволен по собственному желанию (приказ N от 1 марта 1999 г.); 2 марта 1999 г. принят на работу в ООО "Зураба" на должность консультанта по маркетингу (приказ N от 2 марта 1999 г.), 31 августа 1999 г. уволен переводом в Коми региональной общественной политической организации "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" (приказ N от 31 августа 1999 г.); 1 сентября 1999 г. принят на должность специалиста по коммерческим вопросам в Коми региональной общественной политической организации "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" (приказ N от 1 сентября 1999г.), 29 мая 2000 г. уволен по собственному желанию (приказ N от 29 мая 2000 г.).
Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми следует, что ООО "Транзит Коми" было зарегистрировано 28 июля 1997 г. администрацией города Сыктывкара, ликвидировано по решению суда (банкротство) 29 ноября 2003 г.; Коми Региональная Общественно-политическая организация "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федераци по Республике Коми 25 января 1999 г, исключено из ЕГРЮЛ по решению суда 3 августа 2004 г. Сведения о Моровове Льве Серафимовиче в регистрационных делах указанных юридических лиц не содержатся. ООО "Зураба" в информационных ресурсах ФНС России не идентифицировано.
Из ответа на запрос УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от 27 сентября 2019 г. следует, что в списках фондов документов по личному составу ликвидированных предприятий, находящихся на хранении в архивных учреждениях города, ООО "Транзит-Коми", ООО "Зураба", Коми Региональная Общественно-политическая организация "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" отсутствуют, местонахождение их документов неизвестно.
По сведениям ГУ Республики Коми "Национальный архив Республики Коми", МБУ "Муниципальный архив г. Сыктывкара" документы по личному составу ООО "Транзит-Коми", ООО "Зураба", Коми Региональная Общественно-политическая организация "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" в архив на хранение не поступали.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Моровову Л.С. о включении в специальный стаж периодов работы в ООО "Транзит-Коми", ООО "Зураба", в Коми региональной общественной политической организации "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации" суд исходил из того, что выписка из лицевого счета застрахованного лица (л.д.88-98) не подтверждает осуществление истцом трудовой деятельности. Иные документы, подтверждающие выполнение работы в указанные периоды, а также архивные справки о том, что в спорные периоды истец работал в ООО "Транзит Коми" г. Сыктывкар, в ООО "Зураба" г. Сыктывкар, в Коми региональной общественной политической организации "Ассоциация работников правоохранительных органов Российской Федерации", истцом не представлены.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, согласилась с выводом суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Кроме того, правильным является вывод суда первой и апелляционной инстанций, что периоды обучения в высшем учебном заведении и период службы в Вооруженных Силах СССР также не подлежат включению в стаж работы в условиях Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в силу нижеследующего.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктов 4, 5 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что в период с 9 апреля 1982 г. по 3 мая 1984 г. Моровов Л.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил службу в Вооруженных Силах по призыву.
Приказом N от 20 августа 1980 г. Моровов Л.С. был зачислен в Коми государственный педагогический институт в число студентов 1 курса физико-математического факультета; отчислен по собственному желанию приказом N от 24 марта 1982 г.; восстановлен в число студентов в связи с прибытием из службы в рядах Советской Армии (приказ N от 24 мая 1984 г.); решением государственной экзаменационной комиссии от 1 июля 1987 г. присвоена квалификация и звание учителя общетехнических дисциплин средней школы, выдан диплом от 2 июля 1987 г. (выписки из приказов на л.д.45-48, копия диплома на л.д.65, архивная справка на л.д.33).
Из копии трудовой книжки и данных о стаже истца следует, что в период обучения в Коми государственном педагогическом институте истец осуществлял трудовую деятельность (в периоды с 3 июля 1984г. по 30 августа 1984г, с 5 декабря 1984г. по 1 мая 1985г, с 23 октября 1985г. по 8 июня 1987г.).
Согласно данных о стаже, периоды обучения Моровова Л.С. в Коми государственном педагогическом институте с 1 сентября 1980г. по 24 марта 1982г, с 24 мая 1984г. по 2 июля 1984г, с 31 августа 1984г. по 4 декабря 1984г, с 2 мая 1985г. по 22 октября 1985г, с 9 июня 1987г. по 1 июля 1987г. зачтены ответчиком в страховой стаж истца (л.д.82).
В период обучения истца в Коми Государственном педагогическом институте с 1 сентября 1980г, (окончил 5 августа 1987г.) действовало Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. N80).
В соответствие с п.п. "и" пункта 109 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях. При назначении пенсии по старости, период, указанный в пункте "и" засчитывается в стаж при условии, если этому периоду предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Таким образом, установив, что у истца отсутствуют периоды работы, приведенные в пункте "к" указанного Постановления, и что периоду учебы не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего или служба в составе Вооруженных Сил СССР, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь п.п. "и" "к" пункта 109, принимая во внимание, что истец просил включить период службы в специальный стаж, а также приравнять периоды обучение в ВУЗе и период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР к работе в условиях Крайнего Севера, включив их в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за 15 лет работы в условиях Крайнего Севера, обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований, поскольку пунктом 109 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, действующего в период обучения и прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР предусмотрено включение периода обучения и срочной службы в специальный стаж только в отношении лиц, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предприятий текстильной промышленности.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют регулирующим спорные правоотношения нормам материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов суда не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 3 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Моровова Льва Серафимовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.