Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Раужина Е.Н, Прудентовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-68/2020; N 42RS0020-01-2019-001619-67 по иску Лоншаковой Ольги Григорьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области (межрайонное) на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Лоншакова Ольга Григорьевна (далее - Лоншакова О.Г, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Осинники Кемеровской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в городе Осинники Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 января 2020 г. иск Лоншаковой О.Г. удовлетворен частично. Решение ГУ УПФР в г. Осинники Кемеровской области от 21 октября 2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным. На ГУ УПФР в г. Осинники Кемеровской области возложена обязанность включить Лоншаковой О.Г. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 2 сентября 1991 г. по 1 июня 1992 г. руководитель кружка Станции юных техников п. Каз в льготном исчислении. На ГУ УПФР в г. Осинники Кемеровской области возложена обязанность назначить Лоншаковой О.Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С ГУ УПФР в г. Осинники Кемеровской области в пользу Лоншаковой О.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, судебные расходы за услуги представителя в размере 1 500 рублей, а всего 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Лоншаковой О.Г. отказано.
Определением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 24 марта 2020 г. исправлена техническая ошибка в мотивировочной части решения Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 января 2020 г. на странице 10 в абзаце 2.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 мая 2020 г. решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 22 января 2020 г. отменено в части включения Лоншаковой О.Г. в педагогический стаж периода работы с 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности руководителя кружка Станции юных техников п. Каз, в указанной части принято новое решение об отказе во включении в педагогический стаж Лоншаковой О.Г. периода работы с 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности руководителя кружка Станции юных техников п. Каз. В остальной части решение оставлено без изменения.
ГУ УПФР в городе Осинники Кемеровской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений Лоншаковой О.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела не установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли не в предмет доказывания по делу и не получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 августа 2019 г. Лоншакова О.Г. обратилась в ГУ УПФР в г. Осинники с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 21 октября 2019 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 24 года 04 месяца 28 дней, при требуемом 25 лет).
ГУ УПФР в г. Осинники Кемеровской области решением от 21 октября 2019 г. не включило в специальный стаж Лоншаковой О.Г. период работы со 2 сентября 1991 г. по 1 июня 1992 г. в должности руководителя кружка Станции юных техников п. Каз.
Приказом N 415 от 30 августа 1991 г. Лоншакова (Гусева) О.Г. принята со 2 сентября 1991 г. руководителем кружка "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования".
В соответствии с уточняющей справкой МБОУ ДО "ЦРТДЮ "Сибиряк" от 9 августа 2019 г. Лоншакова О.Г. работала на предприятии Станции юных техников п. Каз с 2 сентября 1991 г. по 1 июня 1992 г. на полную ставку.
Согласно тарификационному списку работников Станции юных техников Гусева О.Г. значится руководителем кружка.
В соответствии со справкой N от 29 ноября 2019 г. Лоншакова О.Г, работая с 2 сентября 1991 г. по 1 июня 1992 г. в Муниципальном учреждении дополнительного образования "Станция юных техников", занималась педагогической деятельностью и работала с детьми, согласно свидетельству N "О государственной регистрации предприятия", в котором указан основной вид деятельности по ОКОНХ: 1. 93145 -внешкольное воспитание.
Приказом N от 27 мая 1992 г. истец уволена с должности руководителя кружка с 1 июня 1992 г. с выплатой компенсации с 2 сентября 1991 г. по 31 мая 1992 г, основание: личное заявление.
Удовлетворяя иск в части включения в стаж периода работы с 2 сентября 1991 г..по 1 июня 1992 г..в должности руководителя кружка Станции юных техников п.
Каз в льготном исчислении, суд первой инстанции сослался на пункт 19 части 1 статьи 30, части 2 и 3 статьи 30, Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункт "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работ (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 г..N 21, Постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7 января 1977 г..N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" предусматривалась должность педагогического работника - "руководитель кружка", разъяснения, изложенные в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и исходил из того, что должности руководителей кружков, секций, студий" и других объединений обучающихся были переименованы в должность "педагога дополнительного образования", которая впервые была включена в Список,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067, а позднее - в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, установилтождественность выполняемой истцом функций, условий и характера работы той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, Лоншакова О.Г. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в должности педагога дополнительного образования детского (юношеского) технического творчества. Суд первой инстанции сослался также на пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г..N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения Лоншаковой О.Г. в педагогический стаж периода работы с 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности руководителя кружка Станции юных техников п. Каз, и принимая в указанной части новое решение об отказе во включении в педагогический стаж Лоншаковой Ольге Григорьевны периода работы со 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г, суд апелляционной инстанции сослался также на "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г, пришел к выводу, противоречащему резолютивной части, что в части включения в специальный педагогический стаж периода работы истца со 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве руководителя кружка станции юных техников решение является обоснованным, что судом необоснованно включен в педагогический стаж период работы истца в качестве руководителя кружка станции юных техников с 1 января 1992 г. по 1 июня 1992 г.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального и процессуального права заслуживают внимания.
Выводы суда апелляционной инстанции противоречат резолютивной части, установленным обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в части включения в специальный педагогический стаж периода работы истца со 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в качестве руководителя кружка станции юных техников решение является обоснованным, что судом необоснованно включен в педагогический стаж период работы истца в качестве руководителя кружка станции юных техников с 1 января 1992 г. по 1 июня 1992 г. Однако судом апелляционной инстанции в части включения Лоншаковой О.Г. в педагогический стаж периода работы с 2 сентября 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности руководителя кружка Станции юных техников п. Каз отказано. Несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, является основанием для отмены судебного акта.
Отменив решение в части включения в специальный стаж периода работы, отказав в иске в отмененной части, суд апелляционной инстанции не разрешилвопрос об изменении даты назначения пенсии.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Судом апелляционной инстанции при разрешении вопроса о назначении пенсии не учтены разъяснения, изложенные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", новый расчет специального стажа судом апелляционной инстанции не приведен. Также суд апелляционной инстанции не учел, что возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по старости, увеличивается.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены сроки назначения страховой пенсии по старости, в том числе, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30, (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста). Если год возникновения права на страховую пенсию по старости "2019", то срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", за гражданами, достигшими до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о назначении досрочной страховой пенсии с 26 декабря 2019 г, суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции в части, не установилюридически значимые обстоятельства условий назначения досрочной пенсии в 2019 г, не применив положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Лоншакова О.Г. работала на предприятии Станции юных техников п. Каз со 2 сентября 1991 г. по 1 июня 1992 г. руководителем кружка.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 г. N 1397 должность "руководитель кружка" не предусмотрена.
При этом в пункте 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, закреплено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается, в том числе, работа по специальности во внешкольных детских учреждения.
Вместе с тем, согласно пункту 4 данного Положения время такой работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает работникам просвещения право на льготную пенсию.
Должность педагога дополнительного образования не была предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г. До указанной даты названная должность ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Применение судом первой инстанции пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25
"О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" является необоснованным, поскольку документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Указанные положения Правил были неоднократно предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации (например, определения от 29 мая 2014 г. N 1097-О, от 29 сентября 2016 г. N 2048-О, от 24 апреля 2018 г. N 954-О). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей.
Суды первой и апелляционной инстанций не исследовали и не установили юридически значимое обстоятельство о стаже истца на 1 января 2001 г. в должностях в учреждениях, названных в Списке, составлял ли он требуемые 16 лет 8 месяцев.
Суд первой инстанции, принимая решение о льготном исчислении стажа, не привел обоснование, предусмотренное законом, и не указал конкретный вид льготного исчисления.
Из-за допущенных судом первой инстанции ошибок в применении норм материального и процессуального права постановленное судебное решение нельзя признать отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил, кроме того, принятое новое решение в отмененной части не соответствует требованиям, предъявляемым к судебным решениям. Возникшее противоречие в судебном акте о периодах работы, включенных и не включенных в стаж, не может быть разрешено без отмены апелляционного определения.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела. При новом рассмотрении дела суду следует разрешить иск в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 мая 2020 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 мая 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Е.В. Прудентова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.