Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Ехаловой Ю.А. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Гордали М.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-191/2020 по административному исковому заявлению Демаковой Людмилы Григорьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Уральскому федеральному округу (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО) на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 марта 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (далее также - Правительство ХМАО-Югры) от 7 августа 2015 года N249-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры согласно приложениям N1-3 к постановлению.
Административный истец Демакова Л.Г. владеет:
- на праве собственности земельным участком с кадастровым N общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенным по адресу: "адрес"; категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты торгового назначения для целей, не связанных со строительством, для организации подъездных путей, для размещения парковочных (стояночных) мест; данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 23 декабря 2015 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, по состоянию на 23 декабря 2015 года определена его кадастровая стоимость в размере 83 096 997 рублей 76 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 23 декабря 2015 года;
- на праве общей долевой собственности в объеме "данные изъяты" долей в праве (совместно с заинтересованными лицами Демаковым А.С, Ковальчук Л.Г.) земельным участком с кадастровым N общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенным по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты торгового назначения; названный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 октября 2016 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, по состоянию на 25 октября 2016 года определена его кадастровая стоимость в размере 67 026 968 рублей 96 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 25 октября 2016 года.
Демакова Л.Г, ссылаясь на то, что является собственником вышеназванных объектов недвижимости и что определенная на основе государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов существенно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются ее права как налогоплательщика, обратилась в суд с заявлением об установлении:
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N по состоянию на 23 декабря 2015 года в размере его рыночной стоимости 34 958 000 рублей, подтвержденном отчетом об оценке ООО "Центр экспертизы и оценки "ЦЕРТА" от 20 января 2020 года;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N по состоянию на 25 октября 2016 года в размере его рыночной стоимости 32 523 000 рублей, подтвержденном отчетом об оценке ООО "Центр экспертизы и оценки "ЦЕРТА" от 20 января 2020 года.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 марта 2020 года требования Демаковой Л.Г. удовлетворены.
Установлены кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 34 958 000 рублей по состоянию на 23 декабря 2015 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 32 523 000 рублей по состоянию на 25 октября 2016 года.
Датой подачи заявления Демаковой Л.Г. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 22 января 2020 года.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении административных требований к филиалу учреждения.
В обоснование жалобы со ссылкой на часть 4 статьи 38 КАС РФ, на разъяснения, содержащиеся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28), на статью 24.19 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), на приказы Росреестра от 15 октября 2016 года NП/0515, от 12 мая 2015 года NП/210, на пункт 22 устава учреждения, утвержденного приказом Росреестра от 1 сентября 2011 года NП/331, на статьи 1, 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", на утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N222 Методические указания по определению кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не выступает ни государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, ни органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости. Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, на территории Ханты-Мансийского автономного округа данные полномочия осуществляет Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО-Югре).
Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земель, являлось Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, нормативным правовым актом которого - постановлением от 7 августа 2015 года N249-п - были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кадастровая стоимость спорных объектов установлена актами ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании удельных показателей кадастровой стоимости путем простого арифметического перемножения УПКС на площади объектов недвижимости; от ФГБУ "ФКП Росреестра" не зависят ни показатели площади объектов, ни удельные показатели кадастровой стоимости. Заявителем какие-либо решения или действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке главы 25 КАС РФ не оспариваются.
Административный истец Демакова Л.Г, административные ответчики Правительство ХМАО-Югры, Управление Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО, заинтересованные лица Администрация города Ханты-Мансийска, Демаков А.С, Ковальчук Л.Г. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО просило о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей; его положения применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является, в том числе, отчет независимого оценщика, что следует из содержания статьи 70 КАС РФ.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции руководствовался статьями 11, 12, 24.15, 24.18, 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами оценки, исследовал и оценил собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что Демакова Л.Г. имеет правовой интерес в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поскольку она применяется в качестве налоговой базы для земельного налога, ответчики не представили доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объектов недвижимости, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости, равном 34 958 000 рублей по состоянию на 23 декабря 2015 года; для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 32 523 000 рублей по состоянию на 25 октября 2016 года. Рыночная стоимость названных объектов недвижимости подтверждена представленным истцом отчетом об оценке N1901-01-2020-Р/86 от 20 января 2020 года, который суд признал отвечающим принципам допустимости, относимости и достоверности.
Приведенные выводы суда соответствуют нормам законодательства, регулирующим данные правоотношения, и обстоятельствам дела, по существу в апелляционной жалобе не оспариваются.
Довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, основан на неправильном применении и толковании норм материального права и процессуального права.
В соответствии с разъяснениями пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей по состоянию на 23 декабря 2015 года и 25 октября 2016 года (даты, в которые определена кадастровая стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости), при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Аналогичные правила содержатся в действующей редакции статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по государственной кадастровой оценке непосредственно и через подведомственные организации.
На основании Приказа Росреестра N П/210 от 12 мая 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N222 утверждены и действовали на момент определения кадастровой стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, действовавшие до 1 марта 2019 года (далее - Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N222).
Из представленных в дело выписок из ЕГРН, сведений ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО в связи с постановкой их на государственный кадастровый учет в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N222, результаты определения кадастровой стоимости объектов отражены в Актах определения кадастровой стоимости от 23 декабря 2015 года, 25 октября 2016 года (л.д. 139-141, 142-143, 144, 145, 146, 167, 168).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО совершило действия по установлению оспоренных кадастровых стоимостей объектов недвижимости в рамках реализации полномочий, переданных ему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и исполнило функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, является надлежащим ответчиком по делу.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда соответствует требованиям статьи 108 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта и не опровергают правильности выводов суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.