Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семеновой И.А, судей Вдовиченко С.В, Ехаловой Ю.А, при секретаре Гордали М.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-155/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Якорь" о признании недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области от 26 декабря 2015 года N523-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью "Новая водная ассоциация" на 2016 год" в части установления тарифа на питьевую воду по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Якорь" на решение Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Морозовой Ю.А, представителя заинтересованного лица ООО "Новая водная ассоциация" Беленького А.Д, заключение прокурора Капсамун И.С, судебная коллегия
установила:
26 декабря 2015 года приказом комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК, орган регулирования) N523-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью "Новая водная ассоциация" на 2016 год" (далее - приказ N523-п) установлены тарифы на питьевую воду для потребителей муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 57, 94 руб./м.куб, с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 60, 43 руб./м.куб.
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Якорь" (далее - ООО "Якорь") является собственником здания в пос.Мурино Всеволожского района Ленинградской области, ответчиком по иску и должником по исполнительному производству в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новая водная ассоциация" (далее - ООО "НВА"), возбужденному на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу NА56-30964/2019 на взыскание стоимости безучетно потребленной воды в связи с самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения.
ООО "Якорь" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области от 26 декабря 2015 года N523-п "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение ООО "НВА" на 2016 год" в части установленного тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований, с учетом письменных пояснений, ООО "Якорь" указало, тариф на питьевую воду на 2015 год для ОАО "Водотеплоснаб" для потребителей муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области установлен в размере 22, 76 руб. и 25, 08 руб. Тариф для ООО "НВА" на 2016 год увеличен в три раза по сравнению с тарифом ОАО "Водотеплоснаб" на 2015 год, что незаконно и не соответствует методу экономически обоснованных расходов (затрат). ООО "НВА" для установления тарифа не были в полном объёме предоставлены обосновывающие документы. Согласно производственной программе ООО "НВА" на 2016 года следует, что ООО "НВА" получает воду от ГУП "Водоканал СПБ" в количестве 359, 48 тыс. куб.м. и от АОЗТ "Ручьи" - 40, 97 тыс. куб.м. (итого 400, 45 куб.м). Указанные объёмы воды являются расчётными, сделаны на основании пропускной способности водонасосных станций. При определении объёма воды следовало руководствоваться заключенными с ГУП "Водоканал" и АО НПО "Поиск" договорами, из которых следует, что с 01.01.2016 по 31.12.2016 ГУП "Водоканал" поставил ООО "НВА" 175 063 куб.м. воды. Поставка ООО "НВА" воды от АОЗТ "Ручьи" не подтверждена документально. ООО "НВА" исказило информацию о фактически получаемом объёме воды, что привело к установлению завышенных и необоснованных тарифов. В производственной программе ООО "НВА" на 2016 года учтены потери воды в сетях в объеме 93, 84 куб.м. Однако, материалы тарифного дела не содержат обоснование указанного объёма потерь. Согласно схеме движения воды от ГУП "Водоканал" к ООО "НВА", у ООО "НВА" отсутствуют потери воды. Приказ N523-п противоречит пп.39, 44, 45 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, п.17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 640/пр.
Решением Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Якорь" отказано.
ООО "Якорь" в апелляционной жалобе просит указанный судебный акт отменить, удовлетворить административные исковые требования, считая, что при установлении тарифа ООО "НВА" в нарушении пункта 17 Правил обосновывающие документы не представлены; показатели, в том числе объём воды, полученный от сторонних организаций - 400, 45 тыс. кв.м, потери воды в сетях в объёме - 93, 84 куб.м, не подтверждены договором; показатели в реестрах потребителей приняты на уровне предыдущей организации; отсутствует расчёт потерь в соответствии с приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года N640/пр, потери приняты на уровне -24, 13%; объём покупной воды не соответствует договору с ГУП "Водоканал СПб"; отсутствуют расшифровки предлагаемых организацией затрат, расшифровка ЛенРТК принятых и/или исключенных затрат; в нарушении п.47 Основ необоснованно включена в расчет НВВ прибыль питьевая вода - 5, 19 тыс.руб, водоотведение пос.Мурино, за исключением ул.Оборонная, д.36, 51, 53, 55, д.Лаврики МО "Муринское сельское поселение" Всеволожского района -542, 69 тыс.руб, водоотведение - 31, 62 тыс.руб.; включённая в состав НВВ прибыль отражена в калькуляции тарифного дела, но не отражена в экспертном заключении ЛенРТК.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованным лицом, прокурором представлены возражения.
Представитель ООО "Якорь" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, уважительные причины для неявки в суд отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного истца.
Проверив материалы дела в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, допросив свидетеля Княжескую Л.Н, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликован и не противоречит федеральному законодательству о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения, имеющему большую юридическую силу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Положение о котором утверждено постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N274.
Согласно пункту 2.3 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области к полномочиям ЛенРТК в сфере водоснабжения отнесено установление тарифа питьевую воду, а также, утверждение производственных, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах водоснабжения и(или) водоотведения.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 12, 13 Правил, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно подпункту "а" пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объём отпуска воды, объём принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объёма отпуска воды (приеёма сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Объём воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
В силу пункта 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования (часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении).
Судом установлено, что до 2016 года холодное водоснабжение потребителей МО "Муринское сельское поселение" осуществляло АО "Водотеплоснаб".
Постановлением администрации МО "Муринское сельское поселение" от 12.02.2015 N23 ООО "НВА" наделена статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Муринское сельское поселение".
28.10.2015 между администрацией МО "Муринское сельское поселение" и ООО "НВА" заключен договор аренды имущества коммунального назначения в отношении сетей водоснабжения и водоотведения.
30.10.2015 администрацией МО "Муринское сельское поселение" принято постановление N315 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "НВА".
22.12.2015 ООО "НВА" обратилось в ЛенРТК с заявлением о рассмотрении предложения об утверждении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "НВА в Муринском сп, в 2016 год. К заявлению приложены производственные программы, калькуляции.
Представленные ООО "НВА" материалы рассмотрены ЛенРТК без открытия дела с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), что, вопреки доводам жалобы, не противоречит пунктам 12, 13 Правил, пункту 37 Основ ценообразования.
ЛенРТК проведена экономическая экспертиза себестоимости услуг, подготовлено экспертное заключение по вопросу утверждения производственной программы и расчету уровня тарифов от 26 декабря 2015 года.
Решение об установлении тарифов на питьевую воду на 2016 год принято единогласно коллегиальным органом Правления ЛенРТК, оформлено протоколом от 26 декабря 2015 года.
В рамках рассмотрения тарифа приказом от 26.12.2016 N523-пп ЛенРТК
утверждена Производственная программа в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения ООО "НВА" на 2016 год.
Приказы N523-п и N523-пп от 26 декабря 2015 года размещены на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена.
Поскольку судом установлено, что регулирование тарифов на питьевую воду в отношении ООО "НВА" осуществлялось на 2016 год впервые, до ООО "НВА" регулируемую деятельность на территории МО "Муринское сельское поселение" осуществляло ОАО "Водотеплоснаб", поставлявшее услуги еще в два муниципальных образования и предоставлявшее статистическую отчетность без территориального разделения, соответственно, у ЛенРТК отсутствовала возможность определить объёмы отпуска воды ООО "НВА" на основании пункта 29 Основ ценообразования, пункта 4 Методических указаний N1746-э из фактических объемов реализации услуг за 2015 год и оценить динамику отпуска воды за последние три года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно учёл наличие утвержденной Производственной программы в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) ООО "НВА" на 2016 год для потребителей МО "Муринское сельское поселение", где в приложении N1 утверждены основные показатели: получено воды со стороны - 400, 45 тыс. куб.м; потери воды в сетях - 93, 84 тыс. куб.м, которые фактически оспаривались истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
При этом, в таблице 1.8 приложения 1 к Производственной программе предусмотрено, что в 2016 году от ГУП "Водоканал СПб" ожидается получение воды объемом 359, 48 тыс. куб.м, от АОЗТ "Ручьи" 40, 97 тыс. куб.м, запланировано оказание НИИ Поиск услуги по транспортированию воды в объеме 359, 48 тыс. куб.м.; в таблице 1.9 приложения 1 производственной программы объем воды, отпускаемой потребителям, запланирован в размере 295, 05 тыс. куб.м.
Фактически оспариваемые истцом показатели итогового объёма питьевой воды на 2016 год (объёмы получения воды со стороны - 400, 45 тыс. куб.м, потери воды в сетях - 93, 84 тыс. куб.м, и другие показатели по питьевой воде), установлены в абсолютном выражении в Производственной программе ООО "НВА" на 2016 год, то есть являются самостоятельными показателями, которые утверждены приказом ЛенРТК от 26.12.2016 N523-пп.
Постановление об утверждении производственной программы и установленные показатели истцом не оспаривались.
То обстоятельство, что фактический объём оказанных обществом в 2016 году услуг водоснабжения оказался меньше заявленного при подаче тарифной заявки, на правильность выводов суда повлиять не может, поскольку объем отпуска воды является расчетным плановым показателем, используемым в целях установления тарифов.
Утверждение ООО "Якорь" об отсутствии потерь воды в сетях водоснабжения является необоснованным, поскольку потери воды всегда существуют в системах подачи и распределения воды.
Кроме того, арифметически снижение величины потерь воды в расчете тарифов влечет не увеличение размера тарифов, как полагает истец, а его уменьшение.
Доводы в апелляционной жалобе на отсутствие в заключении расшифровки предполагаемых ООО "НВА" затрат, а также не указание в экспертном заключении ЛенРТК включённой в состав НВВ прибыли, которая отражена в калькуляции тарифного дела, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
Показаниями свидетеля Княжеской Л.Н, не доверять которой оснований не имеется, подтверждается, что организацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля от 2003 года N641 была представлена производственная программа на 2016 год, в которой отражены плановые объёмные показатели на 2016 год. Объёмные показатели воды, в силу действующего законодательства, тарифный орган вправе следующем периоде оценить по фактическим данным, то есть по финансовым результатам деятельности ООО "НВА", и, исходя из полученных статистических данных либо исключить избыток из НВВ, либо включить недополученные (выпадающие) расходы. В НВВ учтены расходы на горюче-смазочные материалы. Зарплата производственного персонала, цехового персонала и АУП принята исходя из штатного расписания с учетом рекомендации по нормированию работников ВКХ, а также с учетом не превышения средней зарплаты по Ленинградской области. В случае расчета численности производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала по нормативам она была бы выше величины, принятой ЛенРТК. Себестоимость электричества принята исходя из используемого объема электричества на собственные технологические нужды и с учетом тарифа на электроэнергию. Оплата воды со стороны, что составляет основную долю НВВ в структуре себестоимости, рассчитана исходя их объёмов покупной воды, а именно транзита, с учетом тарифа на питьевую воду для ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и тарифа, установленного для АО "НПО "Поиск". Предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывалась, поскольку ООО "НВА" не заявлялась.
Нормативная прибыль принята в размере 0, 03% в соответствии с пунктом 86 Методических указаний и не превышает предельную величину, предусмотренную пунктом 47 Основ ценообразования.
Судебная коллегия учитывает, что предъявляя административный иск, истец приводил доводы и заявлял требования об оспаривании приказа N523-п от 26.12.2015 в части установленного тарифа ООО "НВА" на питьевую воду. В апелляционной жалобе административным истцом приведены новые основания несогласия с оспариваемым приказом, в том числе, о несогласии относительно объёмов услуги и расходами на водоотведение.
Однако, показатели объёма на водоотведение установлены в приложении N2 Производственной программы, утверждённой приказом Лен РТК N523-пп от 26.12.2015, который истцом не оспаривался.
Каких-либо конкретных доводов для исключения из НВВ расходов регулируемой организации в апелляционной жалобе ООО "Якорь", как и в суде первой инстанции, не приведено.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Якорь" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.