Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Ровенко П.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу административного истца Мочёнова Дмитрия Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Мочёнова Дмитрия Михайловича к администрации Благовещенского района Амурской области об оспаривании решения о несоответствии планируемого объекта строительства установленным параметрам и допустимости размещении объекта на земельном участке, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, объяснения административного истца Мочёнова Д.М. и его представителя Сотниковой М.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Мочёнов Д.М. обратился в Благовещенский районный суд Амурской области с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области об оспаривании решения о несоответствии планируемого объекта строительства установленным параметрам и допустимости размещении объекта на земельном участке, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в селе Владимировка Благовещенского района Амурской области. 21 октября 2019 года им в администрацию Благовещенского района Амурской области было направлено уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, в ответ на которое уведомлением от 25 октября 2019 года N 40 администрация Благовещенского района Амурской области сообщила о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ссылаясь на расположение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в зоне затопления.
Считает, указанное уведомление незаконным в виду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об ограничениях использования земельных участков в селе "адрес". С учётом уточнений просил суд признать незаконным решение административного ответчика, выраженное в уведомлении от 25 октября 2019 года N 40 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязать администрацию Благовещенского района Амурской области повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданное Мочёновым Д.М. 21 октября 2019 года N 8726; взыскать с административного ответчика судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 рублей, на оплату госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 17 декабря 2019 года административное исковое заявление Мочёнова Д.М. удовлетворено в части. Уведомление администрации Благовещенского района Амурской области от 25 октября 2019 года N 40 признано незаконным. На администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Мочёнова Д.М. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 21 октября 2019 года входящий N 8726, с учётом установленных в решении суда обстоятельств. С администрации Благовещенского района Амурской области взысканы в пользу Мочёнова Д.М. судебные расходы в размере 7 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 марта 2020 года апелляционная жалоба представителя административного ответчика - администрации Благовещенского района Амурской области удовлетворена, решение Благовещенского районного суда Амурской области от 17 декабря 2019 года отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мочёнова Д.М.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом Мочёновым Д.М. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 14 июля 2020 года, через Благовещенский районный суд Амурской области 2 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности и об оставлении в силе решения Благовещенского районного суда Амурской области от 17 декабря 2019 года.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
При изучении доводов кассационной жалобы и материалов дела, судебной коллегией установлено, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения такого характера.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, исходила из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что границы зон затопления, подтопления на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, ещё не определены. При этом решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 5 февраля 2018 года N 39 утверждён генеральный план Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, включающий карту градостроительного зонирования территории сельского поселения, на которой отображены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий (территория затопления, подтопления). Согласно представленной в материалы дела выкопировке из генерального плана Усть-Ивановского сельсовета, земельный участок административного истца расположен на территории, которая отнесена к зоне затопления. В переходный период со дня введения в действие утверждённых Правительством Российской Федерации Правил определения границ зон затопления, подтопления и до определения таковых Федеральным агентством водных ресурсов с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр объектов недвижимости установленные органом местного самоуправления соответствующие границы являются действующими, никем не оспоренными.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Основания, по которым выносится уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотрены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ. К числу таких оснований относится случай, когда указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1).
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами, в том числе путём установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиям использования территорий относятся в том числе зоны затопления, подтопления. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
В силу части 5 статьи 67.1 ВК РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "О зонах затопления, подтопления" (далее - Положение) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Положения). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Положения).
Как усматривается из материалов дела, Мочёнову Д.М. с 22 декабря 2016 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:10:002004:322, площадью 1 004 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в селе "адрес".
21 октября 2019 года Мочёнов Д.М. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (входящий N).
Уведомлением от 25 октября 2019 года администрация Благовещенского района Амурской области сообщила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N поскольку пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения, а также в виду того, что в соответствии с генеральным планом Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, утверждённым решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 5 февраля 2018 года, указанный земельный участок попадает в зону затопления.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определённом Положением, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верным решение суда первой инстанции, признавшее незаконным уведомление администрации Благовещенского района Амурской области от 25 октября 2019 года N 40 и возложившее на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Мочёнова Д.М. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 21 октября 2019 года входящий N 8726, с учётом установленных в решении суда обстоятельств.
В свою очередь, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлекли за собой принятие незаконного судебного акта.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 марта 2020 года отменить, оставить в силе решение Благовещенского районного суда Амурской области от 17 декабря 2019 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.