Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского, действующего в интересах Малковой Людмилы Георгиевны к КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании суммы ежемесячной денежной компенсации
по кассационному представлению прокурора Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав прокурора Потапову Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с иском в интересах Малковой Л.Г. о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании суммы ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Малкова Л.Г. является получателем меры социальной поддержки по категории "инвалид", предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту ее жительства в "адрес", составляющей 50 % указанных расходов. С ноября 2018 года выплата ежемесячной денежной компенсации производилась ответчиком в размере 20 % регионального стандарта, - в пределах авансирования, а не в размере 50 % фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как это предусмотрено нормами действующего федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Соответственно, авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, без фактической её выплаты (с применением при расчетах процентного соотношения к региональному стандарту стоимости таких услуг), является незаконным, поскольку устанавливает иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок предоставления льготы. В 2018 году, получив сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных Малковой Л.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, КГКУ "Центр выплат" выявил, что сумма ЕДК, выплаченная в этот период Малковой Л.Г, значительно превышает ее фактические расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем произвел перерасчет размера денежных компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удерживая переплату из ежемесячной текущей компенсации, причитающейся Малковой Л.Г, без получения на это ее согласия. С октября 2018 года по июнь 2019 года произведено удержание причитающегося Малковой Л.Г. аванса ЕДК в размере 8 203 руб. 24 коп, с ноября 2018 года по март 2019 года ответчик недоплатил ей ежемесячную денежную компенсацию в размере 3 850 руб. 24 коп.
Указанные действия ответчика нарушают права истца, как федерального льготника, относящегося к категории "инвалид".
С учетом уточнений иска просил признать незаконными действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Малковой Л.Г. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Центр выплат" в пользу Малковой Л.Г. удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 9 373 руб. 80 коп, недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 3 850 руб. 24 коп.; возложить обязанность на КГКУ "Центр выплат" произвести перерасчёт размера ежемесячной денежной компенсации и выплатить ежемесячную денежную компенсацию Малковой Л.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения с учётом наличия права на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% платы за наём и за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с КГКУ "Центр выплат" недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по январь 2019 года в размере 4 352 руб. 60 коп.; возложить обязанность на Министерство социального развития и труда Камчатского края выплатить Малковой Л.Г. размер ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения с учётом наличия права на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% платы за наём и за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с Министерства социального развития и труда в Камчатском крае недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по январь 2019 года в размере 4 352 руб. 60 коп.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие Малковой Л.Г.
Представители КГКУ "Центр выплат" в судебном заседании просили в иске отказать.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" по удержанию с Малковой Л.Г. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчёта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа взыскана госпошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав сторону истца, суд кассационной инстанции находит кассационное представление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Для реализации указанного права полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).
Иных полномочий в отношении граждан указанной категории уполномоченным органам не передавалось, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года N 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем в Порядок N-п вносились изменения приказами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку N-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В дальнейшем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ "Центр выплат" о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-п Приложение N Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
По делу установлено, что Малкова Г.Л, относится к категории федеральных льготников (инвалиды), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей выплачена ежемесячная денежная компенсация в размере 104 664 руб. 40коп.
В результате перерасчета установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 61 645 руб. 56 коп, начиная с января 2017 года. Расчет размера ЕДК с ноября 2018 года составил 6 965 руб. (региональный стандарт стоимости коммунальных услуг х 20%) в размере 1 393 руб. С октября 2018 года без согласия гражданина производится удержание ЕДК.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма излишне выплаченных денежных средств Малковой Л.Г. составила 58 390 руб. 02 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Малковой Л.Г. выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, выполненными на основании нормативного правового акта, противоречащего Федеральному закону "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", гарантирующего предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что региональным законодательством предусмотрена выплата федеральным льготникам денежных компенсаций путем авансирования с последующим перерасчетом ЕДК до размера мер социальной поддержки, а также возможность удержания без согласия гражданина излишне выплаченных сумм. Так как федеральным законодателем для инвалидов установлена льгота в виде 50% от фактической стоимости оплаты коммунальных услуг, то действия КГКУ "Центр выплат" по перерасчету компенсации до указанного размера не могут рассматриваться как нарушающие права гражданина льготника.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта проверена законность примененного ответчиком нормативного акта.
Решением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ - пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В указанном решении краевого суда дан анализ установленному региональным законодательством Камчатского края порядку авансирования предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с последующим удержанием без согласия гражданина сумм переплаты в случае их превышения над фактическими расходами. Сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм в случае их возможного удержания из последующих компенсационных выплат. Тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.
Камчатский краевой суд также указал на нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту своих интересов, связанных с получением соответствующей компенсации, гарантированной федеральными законами, в частности, в связи с правовой неопределенностью данного вопроса.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
Учитывая социальный характер выплат, в кассационном представлении правильно указано, что удержание выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина и правового обоснования не допускается.
Доводы кассационного представления прокурора о необходимости разрешения возникшего спора с учетом положений приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п, регулировавшего спорные отношения в период 2017 года, который не признавался судом недействительным, а утратил силу в связи с принятием Порядка N-п, оспоренного прокурором, являются обоснованными.
Указанным приказом N-п не предусматривалось авансирование единовременной денежной компенсации и использование сведений о потребленных коммунальных услугах при ее расчете, а перерасчет ЕДК в зависимости от начисленной платы допускался исключительно по заявлению гражданина.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, правильно применить нормы действующего материального права и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.