Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Панфиловой Л.Ю, Шиловой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаплановой Е.Ф. к АО "Корякэнерго" о признании действий незаконными и необоснованными, по кассационной жалобе представителя Чаплановой Е.Ф. - Саркисяна А.А.
на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 26 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Чапланова Е.Ф. обратилась в суд с иском к АО "Корякэнерго" о признании действий, связанных с начислением платы за коммунальную услугу отопление в жилом помещении - "адрес" за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению незаконными и необоснованными, в обоснование которого указала, что с 13 октября 2010 года является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В период с 2011 года по октябрь 2018 года истец вносила плату за предоставляемую коммунальную услугу отопление исходя из показаний индивидуального прибора учёта, установленного в жилом помещении. С ноября 2018 года АО "Корякэнерго" выставляются платежные документы для внесения платы за коммунальную услугу отопление исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопление. На своё обращение истец получила ответ от АО "Корякэнерго" N 128/10 от 19 ноября 2018 года, согласно которому при отсутствии ввода в эксплуатацию общедомовых Приборов учёта, расчёт с потребителями по индивидуальным приборам учёта невозможен в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354. В соответствии с этим же пунктом Постановления N 354, при отсутствии введённого в эксплуатацию общедомового узла учёта, расчёт с потребителями осуществляется по нормативу. 5 декабря 2018 года она обратилась с письменным заявлением в АО "Корякэнерго", просила сделать перерасчёт за коммунальную услугу - отопление по показаниям учётного прибора, установленного в её квартире. В соответствие с ответом N 503 от 28 января 2019 года в перерасчёте было отказано в связи, с отсутствием оснований, со ссылкой на п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 26 сентября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Чаплановой Е.Ф. к АО "Корякэнерго" о признании действий, связанных с начислением платы за коммунальную услугу отопление в жилом помещении - "адрес" за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению незаконными и необоснованными отказать за необоснованностью.
В кассационной жалобе представитель Чаплановой Е.Ф. - Саркисян А.А. просит судебные постановления, состоявшиеся по делу отменить как незаконные, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Чаплановой Е.Ф.
Полагает, что суды формально рассмотрели гражданское дело его доверительницы, и формально применили оспариваемую истцом норму права, которая, по мнению истца, не соответствует положениям Конституции РФ.
Также считает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении заявленного ходатайства о приостановлении производства по гражданскому делу с целью направления в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о соответствии Конституции Российской Федерации взаимосвязанных нормативных положений, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце втором пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
В возражения на кассационную жалобу АО "Корякэнерго" просило решения судов первой и второй инстанции оставить без изменения.
В возражениях АО "Корякэнерго" просило оставить судебные акты без изменения, дело в их отсутствие.
Чапланова Е.Ф. и ее представитель извещенные в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
До 1 июля 2016 года расчёт размера платы за коммунальную услугу отопление осуществлялся на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 307).
В силу указанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных приборов учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учёта.
Постановлением Правительства РФ N 603 от 29 июня 2016 года определён иной порядок начислений за тепловую энергию в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, согласно которому индивидуальный прибор учёта не принимается.
С 1 июля 2016 года размер платы за коммунальную услугу по отоплению в расчётных формулах приложения N 2 к Правилам N 354 подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчётных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключений многоквартирного дома к централизованного системе теплоснабжения (Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483- АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесёнными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесённых в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг").
Абзацем 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учёта тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Чапланова Е.Ф. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес";
AO "Корякэнерго" является ресурсоснабжающей организацией и на основании заключённого 24.08.2018 года с Комитетом по управлению муниципальным имуществом вопросам территориального планирования и строительства администрации Усть-Камчатского муниципального района договора аренды муниципального имущества оказывает потребителям Усть- Камчатского сельского поселения услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения;
актом обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" от 09.11.2018 года установлено, что в указанном доме отсутствует коллективный прибор учёта тепловой энергии и теплоносителя;
согласно представленным платежным документам за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, плата за отопление Чаплановой Е.Ф. определена исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Чаплановой Е.Ф. суды руководствовались указанными выше положениями действующего законодательства, и исходили из того, что многоквартирный "адрес" не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, в связи с чем, Чаплановой Е.Ф. правомерно начисляли плату за данную коммунальную услугу в соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354, из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Изложенные в оспариваемых решениях выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы представителем Чаплановой Е.Ф. повторяют его доводы, изложенные в апелляционной жалобе и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы представителя истца оснований для отмены или изменения судебных актов по делу не содержат.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Чаплановой Е.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.