Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Панфиловой Л.Ю, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Перетрухиной О.С. к администрации г. Владивостока, третье лицо: Департамент образования и науки администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе администрации г. Владивостока
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 02 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения представителя администрации г. Владивостока Музыченко А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Перетрухиной О.С. - Балдина Ю.В, возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Перетрухина О.С. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что является сиротой. Распоряжением ТО опеки и попечительства по АТУ Советского района ВГО N 51-р от 04.03.2016 она принята на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного помещения. Распоряжением администрации Приморского края от 22.03.2019 N 172-ра она включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения на 2019 года (N 656). До настоящего момента жилым помещением не обеспечена. Просит суд возложить на администрацию г. Владивостока обязанность предоставить ей по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в размере не менее 30 кв.м. общей площади помещения.
По ходатайству представителя администрации г. Владивостока к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент образования и науки Приморского края.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 02 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 января 2020 года, исковые требования Перетрухиной О.С. удовлетворены частично. Возложена на администрацию Владивостокского городского округа обязанность предоставить Перетрухиной О.С, 06.11.1999 года рождения, на территории Владивостокского городского округа, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды не дали надлежащую оценку значимым обстоятельствам, а также при принятии судебных актов были нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных: организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Статья 10 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края", вступившего в силу 1 января 2019 года, предусматривает право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом лиц, включенных в список и не реализовавших принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года.
Также с 1 января 2019 года вступил в силу Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Разрешая спор, суды исходили из того, что Перетрухина О.С. относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет. Установив, что Перетрухина О.С. принята на специализированный жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, включена в сводный список детей, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Владивостокского городского округа по месту постоянного проживания распоряжением администрации Приморского края, вместе с тем, достигнув совершеннолетия до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суды пришли к выводу, что обязанность по обеспечению ее жилым помещением начиная с 1 января 2019 года лежит на администрации г. Владивостока в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Владивостока об отсутствии оснований для предоставления Перетрухиной О.С. во внеочередном порядке жилого помещения в связи с отсутствием нормы, предусматривающей право на внеочередное обеспечение жилым помещением и установлением очередности предоставления жилых помещений по сформированному департаментом образования и науки Приморского края списку, не влекут отмену решений первой и апелляционной инстанций.
Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возлагают обязанность на уполномоченные органы предоставить жилое помещение лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Кассационная инстанция полагает, что не являются основанием к отмене принятых судом первой и второй инстанции судебных постановлений довод жалобы о недостаточном выделении субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения спора.
Кроме того, ссылка в жалобе о том, что администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельной, поскольку возлагая на администрацию г. Владивостока обязанность по предоставлению жилого помещения, суды обоснованно исходили из того, что в силу положений Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена на орган местного самоуправления.
Не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы подателя в той части, что в отсутствие решения департамента образования и науки Приморского края о распределении жилого помещения, орган местного самоуправления не наделен полномочиями по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, поскольку отсутствие такого решения департамента образования и науки Приморского края о распределении Перетрухиной О.С. жилого помещения не опровергают выводов суда о праве последней на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, кассационная жалоба администрации г. Владивостока не содержат доводов, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, в том числе и тех, на которые имеются указания в кассационной жалобе, судами не допущено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 02 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.