Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Панфиловой Л.Ю, Шиловой О.М, с участием прокурора Генеральной прокуратуры РФ Потаповой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в защиту интересов Россол Е.С. к администрации г. Владивостока о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма
по кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 09 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения представителя администрации г. Владивостока Ракитянской И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия, установила:
прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд с иском в интересах Россол Е.С, указав, что последний относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Россол Е.С. - ФИО7 умерла 17 октября 2002 года. Отец ФИО8 решением Партизанского городского суда от 02 ноября 2004 года лишен родительских прав. За Россол Е.С. закреплено право пользования жилой площадью по регистрационному учету места жительства отца по адресу: "адрес". Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства Департамента образования и науки Приморского края по Первомайскому району Владивостокского городского округа от 02 марта 2018 года N 92-р установлен факт невозможности проживания Россол Е.С. по месту регистрации отца. Россол Е.С. принят на специализированный жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением. В нарушение требований действующего законодательства, Россол Е.С. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено. Просит с учетом уточненных исковых требований возложить на администрацию г. Владивостока обязанность предоставить Россол Е.С. на территории Владивостокского городского округа благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация Приморского края и Департамент образования и науки Приморского края.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 09 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года, исковые требования прокурора Первомайского района г. Владивостока удовлетворены. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Россол Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Владивостокского городского округа.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор района возражал против доводов кассационной жалобы и полагает, что оснований для отмены решений первой и апелляционной инстанций не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Правительства Приморского края Вундер А.А. возражала против удовлетворения доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснение участников процесса, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
На основании статьи 10 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края", вступившего в силу 1 января 2019 года, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Также с 1 января 2019 года вступил в силу Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-ФЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования прокурора, суды исходили из того, что имеются основания для предоставления жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Россол Е.С, который относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достиг 18-летнего возраста. Поскольку Россол Е.С. проживает на территории города Владивостока и распоряжением департамента образования и науки Приморского края (территориальный отдел опеки по Первомайскому району города Владивостока) от 29 мая 2018 года N 273-р принят на специализированный жилищный учет, то начиная с 1 января 2019 года обязанность по обеспечению его жилым помещением лежит на администрации города Владивостока в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Выводы судов являются законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Владивостока об отсутствии оснований для предоставления Россол Е.С. во внеочередном порядке жилого помещения в связи с отсутствием нормы, предусматривающей право на внеочередное обеспечение жилым помещением и установлением очередности предоставления жилых помещений по сформированному департаментом образования и науки Приморского края списку, не влекут отмену решений первой и апелляционной инстанций.
Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возлагают обязанность на уполномоченные органы предоставить жилое помещение лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Довод кассационной жалобы подателя в той части, что в отсутствие решения департамента образования и науки Приморского края о распределении жилого помещения, орган местного самоуправления не наделен полномочиями по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие такого решения департамента образования и науки Приморского края о распределении Россол Е.С. жилого помещения не опровергают выводов суда о праве последнего на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, ссылка в жалобе о том, что администрация г. Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельной, поскольку возлагая на администрацию г. Владивостока обязанность по предоставлению жилого помещения, суды обоснованно исходили из того, что в силу положений Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена на орган местного самоуправления.
Также, кассационная инстанция полагает, что не являются основанием к отмене принятых судом первой и второй инстанции судебных постановлений довод жалобы о недостаточном выделении субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения спора.
Таким образом, кассационная жалоба администрации г. Владивостока не содержат доводов, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, в том числе и тех, на которые имеются указания в кассационной жалобе, судами не допущено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 09 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.