Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя Призывной комиссии района Внуково Западного административного округа г. Москвы Титовой Л.Т. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Савицкого А.В. к Призывной комиссии района Внуково г. Москвы об оспаривании заключения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-180/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Савицкого А.В. - Тригнина В.Г, представителя Призывной комиссии района Внуково Западного административного округа г. Москвы Титовой Л.Т, судебная коллегия
установила:
Савицкий А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет 22 марта 2007 года в объединенный комиссариат Солнцевского района Западного административного округа г. Москвы.
Решением Призывной комиссии района Внуково ЗАО г. Москвы от 15 мая 2008 года Савицкому А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу сроком до 2012 года по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с прохождением обучения в Московском государственном университете им М.В. Ломоносова.
После окончания обучения в 2012 году Савицкий А.В. поступил в аспирантуру очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований по специальности, имеющей государственную аккредитацию, в связи с чем решением Призывной комиссии района Внуково ЗАО г. Москвы 21 ноября 2012 года ему была предоставлена отсрочка на время обучения (до 1 октября 2015 года).
27 марта 2019 года Савицкий А.В. обратился в Призывную комиссию с заявлением о выдаче документа воинского учета - военного билета.
Заключением Призывной комиссии от 15 апреля 2019 года N 1/1/1 Савицкий А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея н то законных оснований, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и подпункта 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Савицкий А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии района Внуково ЗАО г. Москвы об оспаривании данного заключения, мотивируя требование тем, что после обсуждения на заседании кафедры "данные изъяты" МУГ им. М.В. Ломоносова 9 сентября 2015 года его диссертационной работы, которая была рекомендована к защите с предварительным сроком - октябрь 2016 года, он не был надлежащим образом вызван для проведения в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в связи с чем он имел законные основания для не прохождения военной службы по призыву.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года, постановлено:
Административный иск Савицкого А.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение Призывной комиссии района Внуково от 15 апреля 2019 года о признании Савицкого А.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В кассационной жалобе представителя Призывной комиссии района Внуково Западного административного округа г. Москвы Титовой Л.Т. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленное требование и удовлетворяя его, суды первой и второй инстанций исходили из того, что доказательства надлежащего осуществления административным ответчиком мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу Савицкого А.В. в период с июля 2014 года до 1 мая 2017 года, отсутствуют, отсутствуют также доказательства уклонения Савицкого А.В. от получения повесток, явки на заседание Призывной комиссии.
Не соглашаясь с выводами нижестоящих судебных инстанций, в кассационной жалобе приводятся доводы, которые сводятся к тому, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 23 Закона о воинской обязанности и военной службе право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, в то время когда по день достижения 27-летия (1 мая 2017 года) Савицкий А.В. ученой степени не имел, она присуждена ему 15 октября 2019 года, а в соответствии с протоколом Призывной комиссии от 21 ноября 2012 года N 5 отсрочка ему была предоставлена лишь до 2015 года. С 2014 года по 2019 год Савицкий А.В. в Военный комиссариат не являлся и никаких сведений о себе не сообщал, в том числе выписку из протокола заседания кафедры от 9 сентября 2015 года о том, что предварительный срок защиты кандидатской диссертации был определен в октябре 2016 года.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В силу пункта 34 названного акта при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 указанного Закона.
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что на момент окончания отсрочки (1 октября 2015 года), предоставленной решением Призывной комиссии района Внуково ЗАО г. Москвы от 21 ноября 2012 года, Савицкий А.В. имел право на отсрочку на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ, согласно которому право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Так, в соответствии со справкой заведующего докторантурой и аспирантурой отделения механики факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от 5 ноября 2019 года N 19/101-03 Савицкий А.В. являлся аспирантом очной формы обучения отделения "данные изъяты" факультета МГУ с 1 октября 2012 года по 1 октября 2015 года на бюджетной основе.
Согласно выписке из протокола N 01-15/16 заседания кафедры "данные изъяты" от 9 сентября 2015 года слушали обсуждение диссертационной работы на соискание степени кандидата физико-математических наук Савицкого А.В, которую постановили рекомендовать к защите на диссертационном Совете с предварительным сроком защиты - октябрь 2016 года.
Оценив эти обстоятельства относительно приведенной норме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку Савицкий А.В. до октября 2016 года имел право на отсрочку от призыва на военную службу, то неявка им в Военный комиссариат после октября 2015 года нельзя оценить как уклонение от призыва.
При этом перечисленные в судебных постановлениях многочисленные корешки повесток без личной подписи Савицкого А.В. за 2015-2017 годы, рапорты сотрудников полиции о невручении повесток Савицкому А.В. от 2016-2017 годов не могут свидетельствовать о личном вручении ему повесток о явке в Военный комиссариат.
В такой ситуации Призывная комиссия решение о том, что Савицкий А.В, подлежавший призыву на военную службу и не прошедший ее до достижения возраста 27 лет, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесла неправомерно.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого решения Призывной комиссии являются правильными, основанными на верном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Призывной комиссии района Внуково Западного административного округа г. Москвы Титовой Л.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.