Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационные жалобы представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. на решение Тверского областного суда от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой Т.В. о признании недействующим нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-133/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного ответчика Правительства Тверской области Травкиной О.Н, заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю, заключение прокурора Бобылевой О.А, судебная коллегия
установила:
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 517-па, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Тверской области (переименованной в 2011 году в Правительство Тверской области) от 11 февраля 2011 года N 38-па, постановлено:
Установить охранную зону газопровода "Газопровод межпоселковый к д. Ново-Окатово, д. Митино, д. Высокое Калязинского района Тверской области" площадью 236 336 кв.м, утвердив границ указанной в настоящем пункте охранной зоны.
Установить ограничения прав на пользование земельным участком, входящим в охранную зону, на площади 236 336 кв.м. на срок эксплуатации газопровода, определив условия его использования в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Межрегионгаз" произвести постановку земельных участков, входящих в охранную зону, на государственный кадастровый учет и обеспечить государственную регистрацию ограничений в соответствии с действующим законодательством.
Упомянутые нормативные правовые акты опубликованы в газете "Тверская жизнь" от 3 января 2009 года N 18-19 и от 12 марта 2011 года N 42-43.
Иванова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления от 30 декабря 2008 года N 517-па в части установления охранной зоны газопровода в границах указанных земельных участков, мотивируя требование тем, что она является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Осташково, по территории которых проходит охранная зона газопровода, границы которой установлены с ошибкой, поскольку они не соответствуют фактическому местоположению газопровода, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878. Неправильное установление охранной зоны газопровода ограничивает её права собственника в использовании земельных участков.
Решением Тверского областного суда от 27 ноября 2019 года постановлено:
Признать постановление Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 517-па "Об установлении границ охранной зона газопровода "Газопровод межпоселковый к д. Ново-Окатово, д. Митино, д. Высокое Калязинского района Тверской области" в части установления охранной зоны газопровода в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Осташково, д. 22, а также в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Осташково, не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Тверская жизнь" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года решение Тверского областного суда от 27 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности и принятии судебного акта об отказе в удовлетворении требования Ивановой Т.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Иванова Т.В. с 21 сентября 2009 года и 7 декабря 2016 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N соответственно, расположенных по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, д. Осташково.
Подземный газопровод межпоселковый к д. Ново-Окатово, д. Митино, д. Высокое Калязинского района Тверской области протяженностью 42418 метров с кадастровым номером N введен в эксплуатацию на основании акта приемки от 29 июля 2008 года, его собственником являлось ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" (ООО "Межрегионгаз", переименованное в последующем в ООО "Газпроммежрегионгаз", а с 21 декабря 2018 года - АО "Газпром газораспределение Тверь").
Судами также установлено, что местоположение границ охранной зоны газопровода не соответствует фактическому местоположению газопровода, смещение составляет 7-8 метров по направлению на юго-восток.
Согласно заключениям судебной экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения гражданского дела по иску Ивановой Т.В. к АО "Газпром газораспределение Тверь" о признании газопровода самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку, газопровод с кадастровым номером N расположен полностью за границами участка с кадастровым номером N, минимальное расстояние от которых до газопровода составляет 3, 1м и частично - в кадастровых границах земельного участка с кадастровым номером N.
В то же время, в соответствии с Постановлением N 517-па площадь, на которую распространяется режим охранной зоны составляет: в отношении участка с кадастровым номером N 120 кв.м, в отношении участка с кадастровым номером N - 48 кв.м.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:
вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
Согласно пункту 8 Правил отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
Оценив установленные выше обстоятельства, проанализировав требования Правил охраны газораспределительных сетей, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что согласно координатам, содержащимся в землеустроительном деле ООО "данные изъяты" оспариваемое Постановление Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 517-па противоречит положениям Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878, и нарушает права административного истца в части необходимости соблюдения в пределах охранной зоны строительства жилищно-гражданского назначения, огораживания и перегораживания охранных зон, обрабатывания почвы на глубину более 0, 3 метра (подпункты "а", "е", "з" пункта 14 Правил).
В кассационных жалобах повторяются доводы, приведенные в судах первой и апелляционной инстанций, о том, что возложение обязанности на органы исполнительной власти правильности определения местоположения границ охранной зоны, противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, полагая, что в силу положений пунктов 17, 18, 19 Правил N 878 деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по утверждению границ охранных зон газораспределительных сетей носит в большей степени технический характер.
В соответствии с пунктом 17 Правил в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Таким образом, поскольку утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то подразумевается утверждение указанных границ органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствие с упомянутыми выше Правилами N 878.
Доводы жалоб в этой части направлены на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам оценки установленных обстоятельств и собранных доказательств, что основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Эти доводы являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается, в связи с чем они не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы.
В жалобах также приводятся доводы о неправомерном рассмотрении 26 марта 2020 года настоящего дела в апелляционной инстанции после перерыва, объявленного 5 марта 2020 года, в отсутствие представителей Правительства Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, не явившихся в судебное заседание в связи с ситуацией распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции.
Данные доводы также не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 года N 808 с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима повышенной готовности, введенного в соответствующем субъекте Российской Федерации, суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела.
При этом ограничен доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по делам, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего постановления (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Из содержания протокола судебного заседания судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5, 26 марта 2020 года (л.д. 71 том 3) видно, что, обсудив ходатайства Правительства Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области об отложении судебного заседания, выслушав мнение представителя административного истца и прокурора, суд определилрассмотреть дело в отсутствие неявивишихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, а также объявления нерабочими днями лишь с 30 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 года N 206, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену апелляционного определения, рассмотрением настоящего дела в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица апелляционной инстанцией не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского областного суда от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н. и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.