Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Кудрявцева О.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Кудрявцева О.И. к Призывной комиссии Военного комиссариата г. Смоленска Смоленской области, Военному комиссариату Смоленской области об оспаривании решения и возложении обязанности (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-4438/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Кудрявцев О.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Военного комиссариата г. Смоленска Смоленской области, Военному комиссариату г. Смоленска об оспаривании решения Призывной комиссии г. Смоленска Смоленской области от 27 июня 2019 года N 67 о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности по зачислению в запас Вооруженных Сил РФ, выдаче военного билета, мотивируя требования тем, что от службы в армии не уклонялся, регистрацию по месту жительства с 1992 года не менял, с момента окончания 8 октября 2014 года отсрочки от призыва на военную службу и до достижения возраста 27 лет повесток и вызовов в Военный комиссариат не получал.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 декабря 2019 года административный иск Кудрявцева О.И. удовлетворен частично.
Постановлено признать незаконным решение Призывной комиссии г. Смоленска Смоленской области, оформленное протоколом от 27 июня 2019 года N 67, о признании Кудрявцева О.И. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать Военный комиссариат Смоленской области выдать Кудрявцеву О.И. военный билет.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 мая 2020 года решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 декабря 2019 года отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Кудрявцева О.И. отказано.
В кассационной жалобе Кудрявцева О.И. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования административного истца и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того, что соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по месту жительства Кудрявцева О.И. в период с 8 октября 2014 года (после прекращения действия отсрочки от призыва на военную службу) по 14 мая 2015 года (до достижения возраста 27 лет) Военным комиссариатом не направлялись, т.е. мероприятия, связанные с призывом административного истца на военную службу, должным образом в названный период не осуществлялись, в то время, когда обязанность самостоятельно явиться в военкомат у Кудрявцева О.И. отсутствовала.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Кудрявцева О.И, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что достаточным и необходимым условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождение от исполнения воинской обязанности.
В кассационной жалобе административного истца приводятся доводы о несоответствии выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверяя доводы кассационной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Кудрявцев О.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в Военном комиссариате г. Смоленска Смоленской области с 21 января 2005 года.
В период с 1 сентября 2005 года по 8 октября 2014 года Кудрявцев О.И. проходил службу в органах внутренних дел на должностях младшего и старшего начальствующего составов УМВД России по Смоленской области, в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В 2013 году Кудрявцев О.И. был переведен в МО МВД "Вяземский" в связи со служебной необходимостью и 19 января 2014 года поставлен на воинский учет в объединенный военный комиссариат г. Вязьма Смоленской области.
Решением Призывной комиссии г. Смоленска Смоленской области от 27 июня 2019 года N 67 Кудрявцев О.И. на основании пункта 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с зачислением в запас и выдачей соответствующей справки вместо военного билета.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В силу пункта 34 названного акта при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 указанного Закона.
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует и установлено, что призывнику Кудрявцеву О.И. лично под расписку повестки для явки в военный комиссариат вручены не были.
Так, в апелляционном определении содержится вывод судебной коллегии апелляционной инстанции о том, что после постановки Кудрявцева О.И. на воинский учет в объединенный Военный комиссариат г. Вязьма Смоленской области он оповещался по месту службы сотрудниками отдела кадров о необходимости явки по повестке в данный Военный комиссариат для отметки.
Однако в материалах дела содержатся лишь запрос начальника отдела Военного комиссариата по г. Вязьма и Вяземскому району в адрес начальника МО МВД России "Вяземский" от 21 января 2014 года N 1/17 о направлении справки, подтверждающей прохождение службы Кудрявцевым О.И. (л.д. 96), а также просьба того же начальника от 14 октября 2014 года N 1/1197 оповестить данного гражданина о вызове в Военный комиссариат (л.д. 97).
Вместе с тем, каких-либо данных о том, что сотрудниками отдела кадров Кудрявцев О.И. оповещался о необходимости явки в Военный комиссариат, в деле не содержится.
К тому же, судами установлено, что на момент направления начальнику МО МВД России "Вяземский" 14 октября 2014 года просьбы о таком оповещении Кудрявцев О.И. в указанном отделе не служил.
При этом имеющиеся в деле повестка в адрес Кудрявцева О.И. без его личной подписи с отметкой почтовой организации о возвращении в Военный комиссариат обратно по истечении срока хранения (л.д. 59-60), заметки об оповещении его по телефону 21 октября 2014 года и 11 ноября 2014 года, но с отметкой о том, что телефон не отвечает и не доступен (л.д. 83) не могут свидетельствовать о том, что Кудрявцев О.И. был оповещен о необходимости явки в Военный комиссариат.
В такой ситуации Призывная комиссия решение о том, что Кудрявцев О.И, подлежавший призыву на военную службу и не прошедший ее до достижения возраста 27 лет, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесла неправомерно.
С учетом изложенного выводы суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого решения Призывной комиссии являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Кудрявцева О.И, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 мая 2020 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 декабря 2019 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.