Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя ОАО "Трехгорная мануфактура" Аснера Я.В. на решение Московского городского суда от 18 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 мая 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Трехгорная мануфактура" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-4146/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве Скиперского А.С, судебная коллегия
установила:
ОАО "Трехгорная мануфактура" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 24 января 2017 года N 51-596/2017 о пересмотре кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", установленной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 726 681 000 руб, 549 620 000 руб, 611 649 000 руб. и 625 251 000 руб. соответственно.
Требования административный истец мотивировал тем, что указанные объекты капитального строительства принадлежат ему на праве собственности. Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП эти объекты включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Оспаривая кадастровую стоимость объекта, полагал её утвержденной в установленном законом порядке.
Однако решением Московского городского суда от 31 октября 2018 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 года, пункт 3 Постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП" был признан недействующим со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В рамках указанного дела суды подтвердили недопустимость ретроспективного увеличения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, совершенного в нарушение пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, призванного оградить налогоплательщика от произвольного изменения объема его налоговых обязательств в сторону увеличения в течение налогового периода.
После ознакомления с определением Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 года, опубликованным на официальном сайте суда 9 апреля 2019 года, административным истцом был проведен анализ документов налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за 2016 год, в ходе которого был выявлен тот факт, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов по состоянию на 1 января 2014 года, установленная оспариваемым решением, не была утверждена в установленном законом порядке, а потому не могла быть пересмотрена Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве. Сведения об указанной кадастровой стоимости отсутствуют как в Постановлении Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, так и в признанном недействующим в части Постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 927-ПП, а также не содержатся в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец при обращении в Комиссию 27 декабря 2016 года с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества действовал под влиянием заблуждения, возникшего у него в связи с получением выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, сведения которого полагал достоверными и не требующими дополнительной проверки, а Комиссия, в свою очередь, не имела законных оснований для установления кадастровой стоимости объекта, не утвержденной в установленном законом порядке, поскольку такая стоимость в принципе не могла быть предметом оспаривания.
Кроме того, оспариваемым решением Комиссии кадастровая стоимость объектов недвижимости была неправомерно увеличена с 349 838 225 руб. 20 коп, 186 251 926 руб. 90 коп, 261 991 532 руб. 90 коп. и 202 517 960 руб. 10 коп. соответственно - кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы N 688-ПП, что существенно повлияло на объем налоговых обязательств.
Поскольку о факте нарушения его прав оспариваемым решением Комиссии стало известно после ознакомления 9 апреля 2019 года с определением Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 года, то установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения в суд полагал соблюденным.
Решением Московского городского суда от 18 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 мая 2020 года, в удовлетворении требования ОАО "Трехгорная мануфактура" отказано.
В кассационной жалобе представителя ОАО "Трехгорная мануфактура" Аснера Я.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанции установлены приведенные в иске обстоятельства относительно принадлежности упомянутых выше объектов капитального строительства ОАО "Трехгорная мануфактура", состоявшихся судебных постановлений по иску о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП", состоявшегося решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве от 24 января 2017 года N 51-596/2017.
Разрешая заявленное требование и отказывая в его удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций указали на обращение в суд административным истцом 8 июля 2019 года с нарушением установленного законом трехмесячного срока относительно срока истечения оспаривания решения Комиссии 24 января 2017 года и отсутствие уважительных причин, которые объективно могли повлиять на возможность обращения с настоящим иском в установленный срок, не признав таковым ознакомление с определением Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 года, ссылаясь на то, что положения статьи 5 Налогового кодекса РФ административному истцу были известны на момент принятия решения Комиссии, в связи с чем он не был лишен возможности обращения в суд с настоящими требованиями.
Кроме этого, указали, что вопрос о периоде применения установленной Комиссией кадастровой стоимости в оспариваемом решении не разрешен.
В кассационной жалобе приводятся доводы, аналогичные основаниям иска.
Выводы нижестоящих судов представляются правильными.
Как указывается административным истцом в административном исковом заявлении, Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости была утверждена в размере 349 838 225 руб. 20 коп, 186 251 926 руб. 90 коп, 261 991 532 руб. 90 коп. и 202 517 960 руб. 10 коп, которая была изменена в сторону увеличения лишь Постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП.
Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве" является нормативным правовым актом, опубликованным на официальном сайте Правительства Москвы и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", оно является открытым и общедоступным.
Следовательно, об установленной этим нормативным правовым актом кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов капитального строительства он должен был знать.
В этой связи приводимые им основания о введении его в заблуждение сведениями из ЕГРН, в выписке из которого была указана кадастровая стоимость, обусловившая последующее его обращение в Комиссию при Управлении Росреестра по г. Москве 27 декабря 2016 года, нельзя признать убедительными и состоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами судов первой и второй инстанций о том, что административный истец не мог не знать о своем нарушенном праве после принятия оспариваемого решения Комиссии.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 18 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОАО "Трехгорная мануфактура" Аснера Я.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.