Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д ... рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Куликовой А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Куликовой А.М. и Чернышевой Н.В. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-3917/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Куликовой А.М. - Петрухиной С.А, представителя административного ответчика Правительства Москвы Снегиревой А.И. представителя заинтересованного лица ОАО "ГИПРОНИИАВИАПРОМ" Булгаковой К.А, заключение прокурора Бобылевой О.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2016 года, 1 января 2017 года и 1 января 2018 года соответственно.
Под пунктами 5177, 1112, 21014 и 21517 в Перечни на 2015, 2016, 2017, 2018 годы соответственно включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 16929, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Куликова А.М. и Чернышева Н.В, являющиеся собственниками нежилых помещений, расположенных в указанном нежилом здании, обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 5177 Перечня на 2015 год, пункта 1112 Перечня на 2016 год, пункта 21014 Перечня на 2017 год, пункта 21517 Перечня на 2018 год, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 25 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Постановлено признать недействующими:
- с 1 января 2015 года - пункт 5177 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- с 1 января 2016 года - пункт 1112 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2014 года N 700-ПП";
- с 1 января 2017 года - пункт 21014 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2014 года N 700-ПП";
- с 1 января 2018 года - пункт 21517 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2014 года N 700-ПП".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 года решение Московского городского суда от 25 октября 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Куликовой А.М. и Чернышевой Н.В. отказано.
В кассационной жалобе Куликовой А.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, В соответствии с подпунктами 1и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что принадлежащие административным истцам Куликовой А.М. помещения с кадастровыми номерами N, N, Чернышевой Н.В. - N, N, N расположены в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", общей площадью 16929, 1 кв.м, которое, в свою очередь, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на 1 января 2015 года, 1 января 2016 года, 1 января 2017 года и 1 января 2018 года вид разрешенного использования вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий".
Также установлено, что согласно информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Москве" от 26 сентября 2019 года сведения о виде разрешенного использования земельного участка были внесены в ЕГРН 14 января 2010 года на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 23 декабря 2009 года N 6152.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, предусматривалось, что эти Указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7).
В последующем в указанный Приказ были внесены изменения и с 23 марта 2011 года пункт 1.2.7 предусматривал вид: "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Вместе с тем, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Применительно к данной норме вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", установленный 23 декабря 2009 года, т.е. до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года N 540, признается действительным.
На основании изложенного выше, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к правильному и обоснованному выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на начало налоговых периодов 2015, 2016, 2017, 2018 годов не предполагал размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Суд второй инстанции правильно определил, что вид разрешенного использования спорного участка изначально (с 14 января 2010 года) предусматривал размещение на нём исключительно административных и офисных зданий.
Доводы кассационной жалобы о неправильности такого вывода со ссылкой на Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, в настоящем случае несостоятельны, поскольку несмотря на возможность установления в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", предусмотренного пунктом 1.2.7 названных Методических указаний, как было указано выше, вид его разрешенного использования распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 23 декабря 2009 года N 6152 был установлен иной - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий".
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании административным истцом норм действующего законодательства и не свидетельствуют о допущенном судом апелляционной инстанции нарушении норм материального и норм процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба административного истца Куликовой А.М. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куликовой А.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.