Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя Соболевской М.А. - Балабанова В.Б. на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 1 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 января 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Соболевской М.А. об оспаривании решений администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-335/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Соболевской М.А. - Балабанова В.Б. (посредством видеоконференц-связи), судебная коллегия
установила:
По заявлениям Соболевской М.А. от 30 мая 2013 года и 1 ноября 2013 года был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 372 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу "адрес", с разрешенным видом использования "огородничество".
На основании постановления администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 12 ноября 2013 года, договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 13 ноября 2013 года N 45/13 указанный земельный участок предоставлен в собственность Соболевской М.А.
27 июля 2015 года филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Ивановской области произведена смена вида разрешенного использования земельного участка с "огородничества" на вид разрешенного использования "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 400-1200 кв.м.", относящийся к основному виду разрешенного использования, предусмотренный в территориальной зоне Ж-1.
Указанная смена вида разрешенного использования земельного участка осуществлена на основании справки начальника отдела градостроительства и архитектуры администрации Приволжского муниципального района Ивановской области ФИО10, содержавшей сведения о расположении земельного участка согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в зоне индивидуальной усадебной застройки Ж-1, основным видом разрешенного использования которой является "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 400-1200 кв.м.".
Постановлением администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 11 августа 2015 года N 693-п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в Ивановской области, "адрес" утвержден Градостроительный план принадлежащего административному истцу земельного участка от 10 августа 2015 года N для строительства индивидуального жилищного строительства.
11 августа 2015 года администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области Соболевской М.А. выдано разрешение на строительство N.
18 июля 2019 года Соболевская М.А. обратилась в администрацию Приволжского муниципального района с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения в части установления территориальной зоны Ж-1 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N, предоставив правоустанавливающие документы на последний земельный участок, а также на квартиру по адресу: "адрес".
Рассмотрев указанное заявление, Комиссия по вопросам землепользования и застройки Приволжского городского поселения своим заключением N 1 отклонила предложенные изменения в Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения в связи с тем, что на земельный участок с кадастровым номером N от других собственников заявлений о переводе последнего в другую территориальную зону не поступало, а земельный участок Соболевской М.А. с кадастровым номером N имеет площадь меньше минимально допустимой в соответствии с Правилами в размере 400 кв.м.
Письмом главы Приволжского муниципального района от 8 августа 2019 года N 2148-12 Соболевской М.А. направлено сообщение соответствующего содержания.
Указано, что вышеуказанные земельные участки в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил, утвержденных Решением Совета Приволжского городского поселения от 27 ноября 2011 года N 122, находятся в зоне объектов религиозного значения - ЦС-4. "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Земельный участок под домом находится в долевой собственности собственников многоквартирного дома, квартиры NN 2-7 находятся в собственности Приволжского городского поселения, заявлений от других собственников о переводе земельного участка в другую территориальную зону не поступало.
4 сентября 2019 года Соболевская М.А. обратилась в администрацию Приволжского муниципального района с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием принадлежащего ей земельного участка "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 450-1200 кв.м." и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Письмом главы Приволжского муниципального района от 17 сентября 2019 года N 2499-02 Соболевской М.А. направлено сообщение об отказе в удовлетворении заявления.
Указано, что принадлежащий ей земельный участок расположен в территориальной зоне ЦС-4 - зоне объектов религиозного назначения, к основным видам разрешенного использования которой относятся объекты, связанные с отправлением культа. Сообщено, что поскольку работы по внесению изменений в ПЗЗ Приволжского городского поселения в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором, не завершено, то в случае не приведения видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с Классификатором, возможно установление видов разрешенного использования, установленных ПЗЗ.
Соболевская М.А. обратилась в суд с самостоятельными административными исковыми заявлениями об оспаривании решения главы Приволжского муниципального района от 8 августа 2019 года N 2148-12 об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения и возложении обязанности привести упомянутые Правила в части расположения земельных участков с кадастровыми номерами N и N в градостроительной зоне Ж-1 в соответствие с Единым государственным реестром недвижимости;
оспаривании отказа главы Приволжского муниципального района от 17 сентября 2019 года N 2499-02 в принятии решения об установлении соответствия между разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером N, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности принять решение об установлении такого соответствия, которые определением Приволжского районного суда Ивановской области от 14 октября 2019 года объединены в одно производство.
Требования мотивированы тем, что представленные административным истцом правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером N содержат данные о его нахождении в градостроительной зоне Ж-1, аналогичные сведений содержатся в ЕГРН. В этой же градостроительной зоне расположен и земельный участок с кадастровым номером N, на котором находится многоквартирный дом, собственником квартиры N 1 которого она является. Публичные слушания по вопросу изменения градостроительной зоны Ж-1 на ЦС-4 не проводились, она намерена осуществлять свои права собственника в соответствии с видом разрешенного использования указанных земельных участков для градостроительной зоны Ж-1, в связи с чем отказ внесения изменения в ПЗЗ по причине расположения земельных участков в градостроительной зоне ЦС-4 является незаконным и нарушает её конституционные права и законные интересы.
Кроме этого, вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка не входит в перечень видов имеющихся в градостроительной зоне ЦС-4, что противоречит Земельному кодексу РФ. Ссылается, что пункт 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает обязанность органов местного самоуправления принять решение об установлении заявленного соответствия. Последнее не ставится в зависимость от принятых изменений в градостроительные документы. Для принятия такого решения достаточно одного заявления правообладателя земельного участка.
Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 1 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 января 2020 года, в удовлетворении административного иска Соболевской М.А. отказано.
В кассационной жалобе представителя Соболевской М.А. - Балабанова В.Б. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая требования об оспаривании отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения, возложении обязанности привести упомянутые Правила в части расположения земельных участков с кадастровыми номерами N и N в градостроительной зоне Ж-1 в соответствие с Единым государственным реестром недвижимости и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
При этом руководствовались положениями статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 ГрК РФ).
Силу части 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Судами установлено, что Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, утвержденные Решением Совета Приволжского городского поселения от 27 декабря 2011 года N 122, предусматривают:
- зону индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-1, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Основными видами разрешенного использования зоны являются: отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 400-1200 кв.м. и блокированные односемейные дома с участками до 600 кв.м.;
- зону объектов религиозного назначения ЦС-4, относящуюся к специальным обслуживающим и деловым зонам (для объектов с большими земельными участками). Максимальные и минимальные размеры земельных участков, в том числе их площади, не устанавливаются в связи отсутствием необходимости установления таких параметров.
Основными видами разрешенного использования указанной зоны являются: объекты, связанные с отправлением культа;
вспомогательные - не установлены;
условно разрешенные: объекты, сопутствующие отправлению культа; гостиницы, дома приезжих, жилые дома священнослужителей и обслуживающего персонала; аптеки; киоски, временные павильоны розничной торговли; хозяйственные корпуса, общественные туалеты; парковки; пункты питания; магазины.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в территориальной зоне ЦС-4, которая не предполагает в качестве видов разрешенного использования ни огородничество, ни виды разрешенного использования, связанные со строительством владений.
При этом установлено, что поскольку многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Адресную региональную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Приволжского городского поселения на 2013-2015 годы", собственники шести квартир передали принадлежащие им жилые помещения в собственность Приволжского городского поселения в соответствии с Соглашениями об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд и договорами купли-продажи квартиры, соответствующим постановлением администрации Приволжского муниципального района от 8 августа 2019 года N 370-п земельный участок с кадастровым номером N изъят для муниципальных нужд.
Также установлено, что первоначально вид разрешенного использования предоставленного в собственность Соболевской М.А. земельного участка с кадастровым номером N в нарушение земельного и градостроительного законодательства определен как "огородничество", в последующем справка начальника отдела градостроительства и архитектуры администрации Приволжского муниципального района ФИО9, на основании которой был изменен вид разрешенного использования на "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 450-1200 кв.м.", содержала не соответствующие действительности сведения о расположении указанного земельного участка в зоне индивидуальной усадебной застройки Ж-1.
Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 38 ГрК РФ площадь земельного участка с кадастровым номером N в размере 372 кв.м. меньше минимально допустимого размера земельного участка основного вида разрешенного использования для зоны индивидуальной усадебной застройки 400 кв.м.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, когда земельные участки расположены в территориальной зоне ЦС-4, не предполагающей виды разрешенного использования земельных участков, связанные с огородничеством и строительством владений, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N первоначально "огородничество" и в последующем "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 450-1200 кв.м." определен в нарушение действующего законодательства ошибочно, указанный земельный участок не имеет площадь для земельного участка в зоне индивидуальной усадебной застройки, суды первой и апелляционной инстанций применительно к положениям статьи 33 ГрК РФ пришли к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в Правила землепользования и застройки Приволжского городского поселения и установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N территориальной зоны Ж-1.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, оценкой, данной ими установленным выше обстоятельствам дела.
Однако доводы жалобы являлись предметом рассмотрения как суда первой, так и суда апелляционной инстанций, в том числе и доводы о допущенной первоначально ошибке в указании в градостроительном плане земельного участка зоны индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-1, не обратившись к схеме градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок расположен в территориальной зоне ЦС-4.
Эти доводы получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений каких-либо норм права, повлиявших на исход дела.
Судами было указано, что обстоятельства, аналогичные приводимым в кассационной жалобе, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку, как было отмечено выше, суды исходили из принципа соответствия Правил землепользования и застройки Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области Генеральному плану Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области.
Судебная коллегия кассационного суда не находит оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций, подробно и мотивированно изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Относительно требования Соболевской М.А. об установлении соответствия между разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером N и видом разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору суды нижестоящих судебных инстанций также правомерно исходили из установленных выше обстоятельств настоящего дела и указали, что поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Приволжского городского поселения указанный земельный участок находится в территориальной зоне ЦС-4 - зоне объектов религиозного назначения, в указанной зоне не предусмотрен вид разрешенного использования "отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 450-1200 кв.м.", определенный в нарушение действующего законодательства, то заявленное требование фактически является требованием об изменении вида разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство", в то время, когда согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.
Судебная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, вследствие чего доводы кассационной жалобы об обратном отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Иные доводы жалобы не влияют на законность постановленных по делу судебных постановлений.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Соболевской М.А. - Балабанова В.Б. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда Ивановской области от 1 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 23 января 2020 года
оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Соболевской М.А. - Балабанова В.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.