Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Денисова Ю.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Щедроткина А.В. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 января 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Щедроткина А.В. об оспаривании предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-440/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Щедроткин А.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 73971 кв.м, расположенного в "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства на основании договора аренды земельного участка от 1 сентября 2016 года N 07-16, заключенного между администрацией сельского поселения "данные изъяты" и Щедроткиным А.В. по итогам проведения аукциона от 31 августа 2016 года, сроком по 1 сентября 2026 года.
Указанный договор аренды зарегистрирован регистрирующим органом 30 декабря 2016 года, регистрационная запись N
В ходе плановой выездной проверки от 26 апреля 2019 года, проведенной государственным инспектором Перемышльского района Калужской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Калужской области Голышковой Е.О, установлено, что в нарушение статей 13, 42 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка около 55-60%, на которой расположен сад, не используется по целевому назначению, а именно: не производятся работы по уходу за многолетними насаждениями (садом), не осуществляется раскорчевка непригодных сухих деревьев, на участке вдоль ЛЭП (охранная зона ЛЭП 8566 кв.м.) после спиливания деревьев имеются неубранные сухие ветки, порубочные остатки.
По результатам данной проверки указанным должностным лицом Щедроткину А.В. выдано предписание от 26 апреля 2019 года (в редакции определения об исправлении технической ошибки от 26 июня 2019 года) об устранении выявленного нарушения в срок до 25 октября 2019 года.
Щедроткин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора Перемышльского района Калужской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Калужской области Голышковой Е.О. от 26 апреля 2019 года в редакции определения об исправлении технической ошибки от 26 июня 2019 года, мотивируя требование тем, что каких-либо нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых относится к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области им, не совершалось.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 января 2020 года, в удовлетворении административного иска Щедроткина А.В. отказано.
В кассационной жалобе Щедроткина А.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного искового требования Щедроткина А.В, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу положений пункта 2, подпункта "в" пункта 3 Положения о государственной земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1, пунктов 6, 51, 54, 103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486, плановая выездная проверка 26 апреля 2019 года была проведена и оспариваемое предписание было выдано должностным лицом Росреестра по Калужской области правомерно в соответствии с действующим законодательством.
Не соглашаясь с выводами нижестоящих судов, административным истцом в кассационной жалобе приводятся доводы о том, что выдача проверяемому лицу предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации возможна лишь в случае выявления
нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок);
по статье 7.34 КоАП РФ (использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или права по приобретению этого земельного участка в собственность);
частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием);
частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом);
частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
статьей 10.9 КоАП РФ (проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ);
статьей 10.10 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения).
В связи с этим, по мнению административного истца, обстоятельством, имеющим значение для настоящего дела, является соблюдение (не соблюдение) им такого требования законодательства, которое судами первой и апелляционной инстанции не обсуждалось и не устанавливалось.
Проверяя приведенный довод, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (статья 13 Земельного кодекса РФ).
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, Правил землепользования и застройки муниципальных образований, входящих в состав муниципального района "Перемышльский район", утвержденных решением районного собрания муниципального района "Перемышльский район" от 10 апреля 2008 года N 235, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне С-1 (зона сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), земли населенных пунктов (подпункт 2).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 ГрК РФ могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 ГрК РФ).
В силу изложенного согласно положениям земельного и градостроительного законодательства в границах населенного пункта в результате градостроительного зонирования возможно расположение зоны сельскохозяйственных угодий.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1, в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре определена компетенция Росреестра в сфере земельного надзора, в соответствии с которым Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В договоре аренды земельного участка от 1 сентября 2016 года N 07-16, заключенном с Щедроткиным А.В, имеется условие о том, что арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 4.4.2).
Следовательно, Щедроткин А.В. обязан был соблюдать условие договора аренды по использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Как следует из содержания выданного ему предписания от 26 апреля 2019 года, основанием к его выдаче послужило не использование части земельного участка, занятого садом, по его целевому назначению.
Таким образом, им не соблюдались как условие договора аренды, так и положения статей 7, 13, 42 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
С учетом изложенного, обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, судами установлены и установлены правильно, а приведенный выше довод об обратном автора кассационной жалобы на законность судебных актов не влияет и их отмену не влечет.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся, поскольку согласно пункту 10(1) Положения о государственном земельном надзоре проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами проверок соблюдения требований земельного законодательства с применением риск-ориентированного подхода осуществляется только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в то время, когда в настоящем случае договор аренды земельного участка заключен с физическим лицом.
Несостоятельны доводы жалобы Щедроткина А.В. о несвоевременном уведомлении его о проведении плановой проверки в нарушение положений пункта 4 статьи 71 Земельного кодекса РФ, части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 43 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 486.
Так, на л.д. 59 содержится телефонограмма, подтверждающая сообщение Щедроткину А.В. о необходимости явиться 26 апреля 2019 года к 11 час. 15 мин. по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N для проведения проверки соблюдения земельного законодательства.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную их отмену, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Щедроткина А.В. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щедроткина А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Ю.А. Денисов
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.