Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Денисова Ю.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Власова А.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Власова А.В. к Избирательной комиссии муниципального округа Марьино об оспаривании решения, признании достоверными подписей избирателей, возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты, взыскании компенсации морального вреда (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-586/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца Власова А.В, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Решением Московской городской избирательной комиссии от 10 декабря 2015 года N 115/66 сформирована Территориальная избирательная комиссия района Марьино, на которую возложены полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьино по многомандатному избирательному округу N 1 назначены на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино от 23 июля 2020 года N 32/1 Власову А.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в г. Москве по многомандатному округу N 1 по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Власов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино об оспаривании и отмене решения от 23 июля 2020 года N 32/1, признании достоверными подписей избирателей ФИО4, ФИО8, ФИО5 и ФИО6, возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в г. Москве по многомандатному округу N 1 с выдачей соответствующего удостоверения и взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.
Требования мотивировал тем, что правовые основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали, вывод комиссии о недостоверности представленных подписей избирателей противоречит действующему законодательству, действиями комиссии ему причинены физические и нравственные страдания, которые он оценивает в 1000000 рублей.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Власова А.В. отказано.
В кассационной жалобе Власова А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регламентирован Избирательным кодексом г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38.
В силу части 2 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или единого избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 3.1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Марьино от 22 июня 2017 года N 4/4 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в городе Москве, выдвинутого по многомандатному избирательному округу N 1" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 42 подписи, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию, - 46 подписей.
Согласно части 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
13 июля 2020 года Власов А.В. представил в избирательную комиссию подписные листы, содержащие 45 подписей избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
По результатам проверки представленных Власовым А.В. подписных листов были обнаружены пять недействительных подписей:
- ФИО4 и ФИО7 не обладают активным избирательным правом, поскольку не имеют места жительства на территории избирательного округа N 1;
- сведения об избирателях ФИО8, ФИО5 и ФИО6 не соответствуют действительности из-за недостоверности паспортных данных.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе в регистрации Власова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино в г. Москве по многомандатному округу N 1.
Установив на основании собранных доказательств, что количество представленных Власовым А.В. подписей избирателей составляет менее минимального количества, необходимого для регистрации кандидата в депутаты, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, как основанными на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Не соглашаясь с выводами судов, административный истец в кассационной жалобе приводит довод о том, что ФИО8 в подписном листе сведения указала на дату проставления подписи 8 июля 2020 года, которые соответствуют действительности, серию и номер нового паспорта, выданного 9 июля 2020 года, на момент проставления подписи она знать не могла.
Эти обстоятельства не могут служить подтверждением достоверности паспортных данных избирателя.
Как следует из информации, представленной избирательной комиссии начальником ОАСР УВМ ГУ МВД ФИО9 от 17 июля 2020 года, ФИО8 выдан новый паспорт взамен утраченного (л.д. 122).
При этом достоверных и убедительных подтверждений тому, что подпись избирателем ФИО8 проставлялась 8 июля 2020 года до выдачи нового паспорта взамен утраченного, стороной административного истца не представлено и в материалах дела не содержится.
Вопреки доводам жалобы несоответствие паспортных данных ФИО5 и ФИО6 также подтверждено соответствующими доказательствами, о чем подробно изложено в судебных актах.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 23 июля 2020 года также правомерно отказано в удовлетворении производных требований.
Довод жалобы о неизвещении о времени, дате и месте проведения проверки подписных листов заявлялся административным истцом ранее, указанный довод правомерно опровергнут судом апелляционной инстанции ввиду наличия такого подтверждения (л.д. 83).
Утверждения об отсутствии аудиозаписи судебного заседания в суде первой инстанции являются несостоятельными, поскольку согласно справке судьи материалы аудиозаписи судебного заседания приложены к материалам дела путем хранения на сервере центра обработки данных Московского городского суда (л.д. 148а).
Извещение Власова А.В. о времени и месте рассмотрения дела в Люблинском районном суде г. Москвы подтверждается тем, что административный истец явился в судебное заседание с опозданием, о чем имеется рапорт судебного пристава по ОУПДС ОСП по ЮВАО УФССП России по г. Москве от 6 августа 2020 года (л.д. 132).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суды установили правильно, представленные доказательства оценили в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применили верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Власова А.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 6 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Ю.А. Денисов
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.