Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Иванова А.В, судей Белоусовой В.Б, Кучинского Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ООО "Проминстрах" о взыскании страхового возмещения, морального вреда, процентов, штрафа, судебных расходов, (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1739/2019)
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Проминстрах" на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения представителя
ООО "Проминстрах" - ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, частично удовлетворены исковые требования ФИО8 к ООО "Проминстрах".
С ООО "Проминстрах" в пользу ФИО8 было взыскано страховое возмещение 5583802, 18 рублей, компенсация морального вреда 10000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами 274447, 70 рублей, штраф 1000000, 0 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 300, 0 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение в части взыскании компенсации морального вреда и штрафа отменено, в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда и штрафа отказано.
В кассационной жалобе ООО "Проминстрах", ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции в соответствии со
статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО8 на основании оговора N ДУ-09-18-082 участия в долевом строительстве, заключенным ДД.ММ.ГГГГ с застройщиком - ООО "ХАИГЕЙТ", является участником долевого строительства многоквартирного жилого "адрес" по строительному адресу: "адрес", вблизи "адрес". Срок передачи объекта участнику - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
По договору участия в долевом строительстве истцами оплачено 5583802, 18 руб.
Ответственность застройщика - ООО "ХАИГЕЙТ", перед истцом застрахована по договору страхования с ООО "ПРОМИНСТРАХ" по полису N.
Решением арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ застройщик - ООО "ХАЙГЕЙТ", признан банкротом.
Согласно уведомлению конкурсного управляющего ФИО9 истец включена в реестр требований кредиторов (реестр требований о передаче жилых помещений).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, в удовлетворении которого ей было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части, суд исходил из того, что гражданско- правовая ответственность застройщика застрахована в интересах истца, а страховой случай наступил в силу того, что решением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ХАИГЕЙТ" признано банкротом, ввиду чего строительство дома приостановлено и очевидно, что объект долевого строительства не будет передан истцам в предусмотренный договором срок, истец включена в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений, свидетельствующим о неисполнении или ненадлежащем исполнении застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору долевого участия в строительстве, являющимся надлежащим подтверждением наступления страхового случая.
С выводом суда первой инстанции в этой части, согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая), возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Из изложенного следует, что право на страховое возмещение по заключенному застройщиком договору страхования появляется у выгодоприобретателя при установлении денежного обязательства застройщика, являющегося следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по передаче объекта долевого строительства. В связи с указанным страховщику для подтверждения наступления страхового случая необходима выписка из реестра требований кредитора о размере, составе и об очередности удовлетворения требований, то есть выписка с указанием денежного требования.
Право на страховое возмещение по заключенному застройщиком договору страхования появляется у выгодоприобретателя при установлении денежного обязательства застройщика, являющееся следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по передаче объекта долевого строительства. Страховое возмещение в таком случае выплачивается в размере ответственности застройщика (выраженной в денежной форме), но в пределах страховой суммы. Страховщик в силу указанных норм права и данного вида страхования не может погасить требование выгодоприобретателя путем исполнения обязательства в натуре, а именно путем передачи ему жилого помещения.
В части первой статьи 201.1 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) определены следующие понятия: требование о передаче жилого помещения - требование участника долевого строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме или жилого помещения (части жилого дома) в жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (далее - жилой дом блокированной застройки), которые на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введены в эксплуатацию (далее - договор, предусматривающий передачу жилого помещения);
денежное требование - требование участника строительства, в том числе о: возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) договора, предусматривающего передачу машино-места и нежилого помещения, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику до расторжения такого договора;
возмещение убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение, машино-место, нежилое помещение по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения.
Особенности установления денежных требований участников строительства установлены статьей 201.5 Федерального закона 127-ФЗ, из которой следует, что открытие конкурсного производства в отношении застройщика является основанием для одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) договора, предусматривающего передачу машино-места и нежилого помещения. О таком отказе может быть заявлено в рамках дела о банкротстве застройщика в процессе установления размера денежного требования участника строительства.
Из приведенных норм Федерального закона 127-ФЗ следует, что при признании застройщика банкротом у участников строительства есть возможность выбора требований к застройщику: в виде денежного требования, выраженного в абсолютной сумме средств, и покрываемого страхованием гражданской ответственности застройщика по договору долевого участия, или в виде требования передачи ему жилого помещения предусмотренного этим договором, удовлетворяемого в ходе дела о банкротстве иными способами, а именно путем погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу (ст. 201.10), путем погашения требований участников строительства путем передачи им жилых помещений (ст. 201.11.), путем привлечения иного застройщика, который будет являться приобретателем в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства в соответствии со статьей 201.15.1 Федерального закона 127-ФЗ.
В соответствии с положениями пункта первого статьи 964 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, могут быть предусмотрены иные основания для такого освобождения.
Освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы является частью механизма защиты его интересов, создающего условия для исключения потенциально возможных злоупотреблений со стороны иных участников отношений по страхованию, и допускается исключительно при наличии достаточных к тому оснований.
В соответствии с пунктом 35 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, подтвержденные одним из следующих документов:
1) вступившее в законную силу решение суда об обращении взыскания на предмет залога в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 214-ФЗ;
2) решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, а также выписка из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований.
Таким образом, событием, на которое осуществляется страхование, является именно невозможность исполнения обязательств по передаче жилого помещения по договору долевого участия в строительстве.
Наступление страхового случая должно быть подтверждено документами, прямо предусмотренными как Федеральным законом N 218-ФЗ, в соответствии с которыми страховщику должна быть предоставлена выписка из реестра требований кредиторов, содержащая о размере, составе и об очередности удовлетворения требований.
Участники строительства в соответствии со статьей 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" могут предъявлять денежные требования или требования о передаче жилых помещений.
В силу части 7 статьи 16 названного Закона в реестре требований кредиторов (денежных требований) указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
В реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с частью первой статьи 201.7 Федерального закона N 127-ФЗ включаются сведения:
сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимость переданного застройщику имущества в рублях;
размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, в рублях (в том числе стоимость непереданного имущества, указанная в таком договоре);
сведения о жилом помещении (в том числе о его площади), являющемся предметом договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также сведения, идентифицирующие объект строительства в соответствии с таким договором.
Требования участников строительства, отказавшихся от получения жилых помещений, либо не переданных новому застройщику, преобразовываются в денежные требования в порядке, установленным вышеприведенным законом и подлежат погашению в составе требований кредиторов соответственно третьей или четвертой очереди.
Как следует из уточненного искового заявления ФИО8 от 19.03.2019г. сведениями о включении ее в реестр требований кредиторов ФИО8 на момент уточнения искового заявления не располагала, в заявлении к конкурсному управляющему о предоставлении сведений от 16.08.2018г. (л.д. 45) просит предоставить сведения о включении ее требований в первую очередь денежных требований, при этом суд первой инстанции ссылается, что согласно уведомлению конкурсного управляющего ФИО9 истец включена в реестр требований кредиторов (реестр требований о передаче жилых помещений).
Между тем судом эти обстоятельства о включении в реестр требования истца, имеющие существенное значение для квалификации правоотношения сторон, не установлены.
Допущенное нарушение судом апелляционной инстанции не устранено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.