Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Матушкиной Н.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2020 г. гражданское дело N 2-4186/2019 по иску Савченко Руслана Валерьевича к Управлению внутренних дел по Центральному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве о взыскании процентов от невыплаченной в срок денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества за каждый день задержки по день фактического расчета включительно, материального ущерба, причиненного вследствие не рассмотрения поданных рапортов и обращений о присоединении к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2019 год дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие дни в 2017-2019 годах, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Савченко Руслана Валерьевича на решение Таганского районного суда города Москвы от 19 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2020 г, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, выслушав объяснения представителя ответчика Сохиевой Л.Д, возражавшей против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савченко Р.В. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Центральному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (далее - УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве) о взыскании денежной компенсации от невыплаченной в срок денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в размере 3 822 руб. 83 коп, суммы материального ущерба, причиненного вследствие не рассмотрения поданных рапортов и обращений о присоединении к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2019 год дополнительных 102 дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие дни в 2017 - 2019 годах в размере 213 896 руб. 63 коп, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований Савченко Р.В. указал, что с 1 июня 1994 г. по 15 августа 2019 г. проходил службу в УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве, последняя занимаемая должность - заместитель командира полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве.
Приказом ГУ МВД России по городу Москве от 26 марта 2019 г. N 229 л/с с 21 февраля 2019 г. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МВД России по городу Москве.
В соответствии с приказами Полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве от 28 января 2017 г. N 11, от 09 января 2018 г. N 3, от 20 сентября 2018 г. N 85 об организации дежурств руководящего состава полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве выполнение служебных обязанностей ответственного от руководства полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве в выходные и нерабочие праздничные дни возлагалось на заместителей командира полка ДПС и командиров батальонов полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве. Выполнение истцом служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществлялось и в иное время по решению прямого или непосредственного руководителя (начальника). Выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017, 2018 и 2019 годах истцом осуществлялось: 27 августа 2017 г, 10 сентября 2017 г, 24 сентября 2017 г, 8 октября 2017 г, 22 октября 2017 г, 5 ноября 2017 г, 19 ноября 2017 г, 26 ноября 2017 г, 3 декабря 2017 г, 10 декабря 2017 г, 1 января 2018 г, 5 января 2018 г, 14 января 2018 г, 4 февраля 2018 г, 18 февраля 2018 г, 4 марта 2018 г, 11 марта 2018 г, 17 марта 2018 г, 18 марта 2018 г, 30 апреля 2018 г, 5 мая 2018 г, 9 мая 2018 г, 13 мая 2018 г, 20 мая 2018 г, 27 мая 2018 г, 3 июня 2018 г, 11 июня 2018 г, 17 июня 2018 г, 24 июня 2018 г, 8 июля 2018 г, 15 июля 2018 г, 22 июля 2018 г, 4 августа 2018 г, 19 августа 2018 г, 9 сентября 2018 г, 16 сентября 2018 г, 29 сентября 2018 г, 6 октября 2018 г, 13 октября 2018 г, 3 ноября 2018 г, 17 ноября 2018 г, 8 декабря 2018 г, 22 декабря 2018 г, 1 января 2019 г, 5 января 2019 г, 12 января 2019 г, 20 января 2019 г, 2 февраля 2019 г. Выполнение служебных обязанностей в указанный период подтверждается постовыми ведомостями и графиками суточных дежурств, утвержденными руководителями.
Компенсация за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не выплачивалась, дополнительный отпуск работодателем не предоставлялся.
С 5 февраля 2019 г. по 8 марта 2019 г. находился в первой части основного отпуска за 2019 год. С 11 марта 2019 г. по 14 апреля 2019 г. находился во второй части основного отпуска за 2019 год. С 15 апреля 2019 г. по 23 апреля 2019 г. находился в дополнительном отпуске за ненормированный служебный день за 2019 год.
С 25 февраля по 24 апреля 2019 г. в соответствии с пунктом 285 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" неоднократно подавал рапорта о присоединении к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2019 год дополнительных 102 дня отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
25 февраля 2019 г. Савечнко Р.В. обратился с рапортом к командиру полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве о присоединении к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2019 год дополнительных дней отдыха, но получил отказ в рассмотрении.
26 февраля 2019 г. Савченко Р.В. обратился к начальнику отдела кадров УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве и помощнику начальника УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве, предоставив им рапорта о присоединении дополнительных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску на рассмотрение. Данные рапорта руководством не рассматривались и решения по ним не принимались.
Полагает, что его право на присоединение дополнительных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску, гарантированное частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушено.
С 16 августа 2019 г. приказом ГУ МВД России по городу Москве от 15 августа 2019 г. N 2230 л/с Савченко Р.В. был уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" (в связи сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Указывает, что в нарушение требования статей 84.1, 140 Трудового Кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" после увольнения из органов внутренних дел с 16 августа 2019 г. приказом ГУ МВД России по городу Москве от 15 августа 2019 г. N 2230 л/с с ним не был произведен окончательный расчет, а именно не произведена выплата причитающейся денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества в размере 99 769 руб. 40 коп. Выплата данной денежной компенсации произведена только 6 ноября 2019 года. Просит взыскать на указанную сумму компенсацию по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации с 16 августа 2019 г. до момента её фактической выплаты.
Полагает, что незаконными действиями должностных лиц УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве ему были причинены моральный вред и нравственные страдания, выразившиеся в депрессии, бессоннице. Данная ситуация переросла в служебный конфликт, который не позволил продолжить ему трудовую деятельность в УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве. Также в связи с невыплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 102 дней, имея на иждивении двоих несовершеннолетних детей, истец длительный период времени был вынужден материально ущемлять себя и своих близких родственников, находящихся у него на иждивении.
Решением Таганского районного суда города Москвы от 19 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Савченко Р.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. Доводы кассационной жалобы обоснованы неверными применением норм материального права.
Податель жалобы считает, что судами необоснованно применен пункт 286 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", который предусматривает в качестве гарантии сотрудникам органов внутренних дел, которым установлен ненормированный служебный день, предоставление дополнительного отпуска от 3 до 10 календарных дней вместо предоставления компенсации либо предоставления дополнительных дней отдыха. Считает, что суды должны были применить пункт 287 Приказа МВД России и обязать ответчика выплатить ему компенсацию за неиспользованные 102 дня отпуска, поскольку из обстоятельств дела следует, что он привлекался к работе в выходные и праздничные дни, а также в ночное время, что отлично от ненормированного служебного времени.
Не соглашается также и с выводами судов о том, что он не обращался к ответчику с рапортами о предоставлении дополнительных дней отпуска либо денежной компенсации, в то время как право сотрудника на предоставлении дополнительного времени отдыха за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени носит заявительный характер. Полагает, что такие рапорты были поданы им в 2019 году за номерами 3/197700446734, 3/197705023899, 3/19770545697. Факт подачи им данных рапортов был судами установлен и подтвержден материалами дела.
Оспаривает выводы судов о том, что действующее законодательство не предусматривает выплату денежной компенсации за нарушение срока выплаты компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Савченко Р.В. не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 15 сентября 2020 г, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав объяснения представителя ответчика Сохиевой Л.Д, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, представленные ответчиком возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции таких оснований не усматривает.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации за несвоевременно выплаченную компенсацию за положенное форменное обмундирование при увольнении, суд первой инстанции исходил из того, что вещевое обеспечение сотрудника, как и выплачиваемая взамен такого обеспечения компенсация, является одной из правовых гарантий сотрудника, однако она не входит в состав денежного довольствия, а потому предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация на неё не начисляется.
Суд апелляционной инстанции пришёл к аналогичным выводам.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными и в пределах доводов кассационной жалобы не усматривает оснований для отмены судебных постановлений в указанной части.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется специальными законами, одним из которых является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, субсидиарно и лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
Порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел вещевым имуществом и выплаты денежной компенсации урегулирован специальными законами и нормативными актами.
Согласно пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 10 января 2013 г. N 8 утвержден Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования.
Согласно пункту 6 обозначенного Приказа сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится в следующем порядке:
6.1. Сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация.
6.2. Сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.
6.3. Денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.
В силу пункта 7.1 Приказа за предметы вещевого имущества личного пользования, положенные сотрудникам по нормам снабжения и неполученные ко дню увольнения, им начисляется денежная компенсация (пропорционально - с месяца возникновения права на получение данных предметов по месяц увольнения).
Согласно пункту 3 Приказа МВД России от 10 января 2013 г. N 8 выплата денежной компенсации производится в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели.
Материалами дела подтверждается, что с 16 августа 2019 г. Приказом ГУ МВД России по городу Москве от 15 августа 2019 г. N 2230 л/с истец был уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" (в связи сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Согласно справке ЦБ УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве выходное пособие в размере 7 окладов денежного содержания в сумме 227 220 руб. перечислено на зарплатную карту Савченко Р.В. заявкой на кассовый расход N 5307 от 28 августа 2019 г. и заявкой на кассовый расход N 5352 от 28 августа 2019 г.
Справка N 3/1116 от 26 августа 2019 г. на компенсацию вместо положенных предметов форменного обмундирования в ЦБ УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве поступила 3 сентября 2019 г.
Согласно справке ЦБ УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве компенсация за форменное обмундирование при увольнении перечислена Савченко Р.В. заявкой на кассовый расход N 6719 от 31 октября 2019 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, как право истца на компенсацию за предметы вещевого имущества личного пользования при увольнении, так и несвоевременная выплата такой компенсации.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" вещевое обеспечение сотрудников является одним из видов материального обеспечения и включает в себя комплекс мероприятий по определению потребности в обеспечении имуществом и техническими средствами вещевой службы, снабжению ими, их разработке, заготовке, содержанию, использованию (носке (эксплуатации), расходу), модернизации, ремонту и утилизации (реализации) и комплекс мероприятий по банно-прачечному обслуживанию, а также руководство деятельностью вещевой службы по специальным вопросам.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты денежной компенсации за вещевое имущество, заявленных истцом на основании трудового законодательства, суды правильно исходили из того, что служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы, которая урегулирована специальным законодательством. Трудовой кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку рассматриваемый вопрос урегулирован специальными нормативными актами, то положения статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно данной норме закона при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Между тем, спорные выплаты на основании вышеизложенных нормативных актов в состав денежного довольствия и обязательных выплат при увольнении не входят, имеют компенсационный характер, выплата компенсации зависит от поступления органу внутренних дел бюджетных ассигнований.
С учетом указанных обстоятельств выводы судебных инстанций о не применении к заявленным требованиями стати 236 Трудового кодекса Российской Федерации являются правильными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации в размере 213 896 руб. 63 коп. в счет не предоставленных ответчиком 102 днях отпуска за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия к тому правовых оснований.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции также не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений и с выводами судов нижестоящих судебных инстанций соглашается.
В качестве основания исковых требований в указанной части истцом указано, что он выполнял служебные обязанности сверхустановленной нормальной продолжительности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017, 2018 и 2019 годах, а именно 27 августа 2017 г, 10 сентября 2017 г, 24 сентября 2017 г, 8 октября 2017 г, 22 октября 2017 г, 5 ноября 2017 г, 19 ноября 2017 г, 26 ноября 2017 г, 3 декабря 2017 г, 10 декабря 2017 г, 1 января 2018 г, 5 января 2018 г, 14 января 2018 г, 4 февраля 2018 г, 18 февраля 2018 г, 4 марта 2018 г, 11 марта 2018 г, 17 марта 2018 г, 18 марта 2018 г, 30 апреля 2018 г, 5 мая 2018 г, 9 мая 2018 г, 13 мая 2018 г, 20 мая 2018 г, 27 мая 2018 г, 3 июня 2018 г, 11 июня 2018 г, 17 июня 2018 г, 24 июня 2018 г, 8 июля 2018 г, 15 июля 2018 г, 22 июля 2018 г, 4 августа 2018 г, 19 августа 2018 г, 9 сентября 2018 г, 16 сентября 2018 г, 29 сентября 2018 г, 6 октября 2018 г, 13 октября 2018 г, 3 ноября 2018 г, 17 ноября 2018 г, 8 декабря 2018 г, 22 декабря 2018 г, 1 января 2019 г, 5 января 2019 г, 12 января 2019 г, 20 января 2019 г, 2 февраля 2019 г, в подтверждение чего им представлены в материалы дела копии постовых ведомостей и графики суточных дежурств, утвержденные руководителями.
Пункт 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определен Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации".
Пунктами 274, 275, 277-279, 284, 285, 290-293 Приказа установлено, что в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.
Табели ведутся ежемесячно и открываются за 2 - 3 дня до начала учетного периода на основании табелей за прошлый месяц.
С учетом специальных задач, возложенных на органы, организации, подразделения МВД России, правовым актом МВД России или руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности, могут быть установлены дополнительные формы учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Между тем, пунктами 286 и 287 Приказа также определено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка.
Таким образом, законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел предусматривает различные правовые гарантии для сотрудника, привлекаемого к работе за переделами установленной продолжительности служенного времени, и сотрудника, которому приказом работодателя установлен ненормированный рабочий день, в случае его привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени.
Материалами дела подтверждается, что с 1 июня 1994 года по 15 августа 2019 г. Савченко Р.В. проходил службу в УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве, последняя занимаемая должность - заместитель командира полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве.
Приказом ГУ МВД России по городу Москве от 26 марта 2019 г. N 729 л/с с 21 февраля 2019 г. он был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение ГУ МВД России по городу Москве.
Материалами дела также подтверждается, что в заявленные истцом даты в период 2017-2019 гг. Савченко Р.В. привлекался к исполнению служебных обязанностей за пределами установленного рабочего времени.
Между тем, должности всех наименований подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения включены Перечень должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день (Приложение N 46 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации).
Сторонами при рассмотрении настоящего спора не оспаривалось, что согласно части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и должностного регламента заместителя командира полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве в период с 15 августа 2017 г. по 21 февраля 2019 г. истцу был установлен ненормированный служебный день при пятидневной служебной неделе.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что приказом N 3632 л/с от 12 ноября 2018 г. Савченко Р.В. на основании его рапорта был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за 2018 год, продолжительностью 9 календарных дней.
В период с 5 февраля по 8 марта 2019 г. и с 11 марта по 14 апреля 2019 г. истцу был предоставлен основной отпуск за 2019 г, к которому на основании рапорта Савченко Р.В. был присоединен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за 2019 г, продолжительностью 9 календарных дней.
Факт предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день за 2017 г. Савченко Р.В. не отрицал в исковом заявлении.
Таким образом, поскольку истцу приказом работодателя был установлен ненормированный рабочий день, при этом дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день за 2017-2019 гг. истцу был предоставлен, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не усмотрели правовых оснований для применения пункта 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а также пунктов 274, 275, 277-279, 284, 285, 290-293 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 и взыскания в его пользу денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени. При этом суды обоснованно руководствовались пунктами 286 и 287 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50.
Факт подачи сотрудником рапорта правового значения для разрешения исковых требований в указанной части правового значения не имеет, поскольку рапорт является условием предоставления дополнительного времени отдыха только для сотрудников, которым не установлен ненормированный рабочий день.
Доводы кассационной жалобы указанные выводы судов не опровергают и основаны на неверном толковании материального закона.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганского районного суда города Москвы от 19 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Савченко Руслана Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.