Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Морозовой И.Ю.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Половниковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
2-264/2020 по иску Пядухова Юрия Алексеевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии
по апелляционной жалобе Пядухова Юрия Алексеевича на решение Полярного районного суда Мурманской области от 18 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, объяснения истца Пядухова Ю.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) Каймазян З.Г, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Пядухов Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Александровск) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа от 2 декабря 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Полагал данное решение незаконным, поскольку осуществление им трудовой деятельности в период с 01 июля 1987 г. по 07 июля 1998 г. в плавсоставе на судне морского флота подтверждено записями в трудовой книжке и архивными справками.
Просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 2 декабря 2019 года об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать включить в специальный страховой стаж период работы на морском буксире "МБ-5" с 01 июля 1987 г. по 07 июля 1998 г, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права на пенсию с 27 августа 2019 г, взыскать с ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Александровск судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда от 13 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 36070-К.
Судом постановлено решение, которым заявленные Пядуховым Ю.А. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Пядухов Ю.А, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Полагает, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения в его специальный страховой стаж периода работы с 1 июля 1987 г. по 7 июля 1998 г, основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылаясь на судебную практику, указывает, что в льготный стаж подлежит включению весь период занятости работника на морских судах, независимо от места нахождения судна.
Обращает внимание, что судом не приняты в качестве доказательств документы, подтверждающие район плавания судна: справки командира войсковой части 25123 от 25 февраля 2004 г. и от 15 марта 2006 г.; приказы капитана морского буксира "МБ-5" N 25 от 26 июля 1987 г, N 6 от 20 февраля 1988 г, N 17 от 15 июня 1988 г, N 22 от 25 июля 1988 г, в том числе доказательства, подтверждающие льготный стаж, дающий право на назначение пенсии, по данным персонифицированного учета в системе пенсионного страхования: выписка из лицевого счета застрахованного лица; сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Утверждает, что до 1996 г. не производились экипажам судов обеспечения, в том числе войсковой части 25123 выплаты морской денежной надбавки.
В связи с чем приводит довод, что суд, приводя в решении положения Инструкции к приказу Минобороны России N 130 от 8 марта 1993 г. в редакции, действующей после 1998 г, и указав на отсутствие в лицевых счетах сведений о выплате ему в спорный период морской надбавки, нарушил его права, гарантированные статьей 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Считает несостоятельным вывод суда о невозможности определения периодов нахождения судна в ремонте в связи с утерей командованием воинской части 25123 паспорта судна.
Приводит доводы о том, что периоды нахождения судна в ремонте могут быть определены по лицевому счету работника.
Ссылаясь на архивную справку лицевых счетов, приобщенную к материалам дела, утверждает, что ему начислялась заработная плата из расчета 100% должностного оклада, за исключением периодов с декабря 1988 г. по сентябрь 1989 г.
Указывает на нарушение судом норм процессуального права по мотиву того, что в день окончания судебного разбирательства судом не оглашалась резолютивная часть решения, ему не разъяснялось право обжалования решения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Александровск Каймазян З.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Пядухова Ю.А. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица войсковой части 25123, извещенный о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленным законом.
Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это следует из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Право на страховую пенсию по старости, по общему правилу, установленному статьей 8 указанного Закона, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г.
Из приведенных норм следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
При этом не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Необходимым условием для назначения досрочной пенсии по указанному основанию необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н.
Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемые при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.... силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти п
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 августа 2019 г. Пядухов Ю.А, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 22 ноября 1999 г, обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Александровск с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части I статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 210627/19 от 02 декабря 2019 г. Пядухову Ю.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Страховой страж истца составил 29 лет 11 месяцев 1 день (при требуемом не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севра - 27 лет 04 месяца 13 дней (при требуемом не менее 15 лет), стаж работы в плавсоставе 8 лет 25 дней (при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев).
Из стажа работы в плавсоставе ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Александровск исключен период работы Пядухова Ю.А. с 01 июля 1987 года по 07 июля 1998 года в войсковой части 25123.
Согласно записям в трудовой книжке в период с 01 июля 1987 г. по 07 июля 1998 г. Пядухов Ю.А. осуществлял трудовую деятельность в войсковой части 25123 на морском буксире "МБ-5": с 01 июля 1987 г. по 31 марта 1988 г. в должности радиооператора, в период с 01 апреля 1988 г. по ноября 1989 г. - электрорадионавигатора, с ноября 1989 г. по 09 февраля 1992 года - радиотехника, с 10 февраля 1992 г. по 15 июня 1993 г. - 1-го радиооператора, с 16 июня 1993 г. по 07 июля 1998 г. - начальника судовой радиостанции.
Судом также установлено, что морской буксир "МБ-5" входил в состав войсковой части 25123, на основании директивы штаба СФ N 34/1/1273 от 14 июня 2011 г, приказа командира войсковой части 36070 N 339 от 28 июля 2011 г. войсковая часть с условным наименованием "25123" с 24 августа 2011 г переименована на условное наименование "36070-К".
Справкой войсковой части 36070-К подтверждено, что морской буксир "МБ-5" являлся морским судном и не относился к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, 27 апреля 2000 г. на основании контракта N 74/15/99/914 от 15 декабря 1999 г. морской буксир "МБ-5", проекта 733, передан на проведение промышленной утилизации.
Основы организации службы (труда) гражданского персонала, работающего на судах обеспечения Военно-Морского Флота, а также основные обязанности должностных лиц судового экипажа определены Уставом службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота, утвержденным приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 07 августа 1997 г. N 281, пунктом 20 которого предусмотрено, что экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава; к командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальники служб, начальник радиостанции, первый и второй радиооператоры, гидролог, судовой врач (фельдшер), боцман; к рядовому составу относятся все остальные члены экипажа; радиотехническая служба (начальник радиостанции, радиооператоры, радиотехники, электрорадионавигатор) обеспечивает радиосвязь и обслуживание радиотехнических средств, радионавигационных приборов и специальной аппаратуры судна (пункт 21 Устава).
В соответствии с положениями СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16, под экипажем судна понимаются лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
Членами экипажа являются как его командный состав: администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах), так и рядовой состав: члены экипажа, не входящие в состав администрации судна, - матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
Из анализа положений Устава и СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2, сведений войсковой частью 36070-К суд правомерно указал, что занимаемые Пядуховым Ю.А. в период с 01 июля 1987 г. по 07 июля 1998 г. должности относятся к плавсоставу.
Установив указанные обстоятельства и разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, исходя из того, что войсковой части 36070 паспорт морского буксира "МБ-5", свидетельство о безопасности корабля и о готовности судна к плаванию и выполнении свойственных задач по предназначению, судовые журналы морского буксира на хранение архива не передавались, при этом по проверенным делам приказов командира войсковой части 25123 сведений о начислении истцу Пядухову Ю.А. морских надбавок в период с 1987 г. по 1998 г, об осуществлении судном систематических выходов в море, о периодах проведения ремонта морского буксира "МБ-5" и о районах его плавания не имеется, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, С указанным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в пункте 15, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 и Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 1 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Действительно, в спорный период условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе единой тарифной сетки регулировались приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 марта 1993 г. N 130.
Вместе с тем, выплата предусмотренной пунктом 16 Положения об оплате труда членов экипажей морских (рейдовых) и речных судов обеспечения, рабочих, специалистов и руководителей береговых организаций вспомогательного флота, гидрографической службы и управления поисковых и аварийно-спасательных работ, являющегося приложением N 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 08 марта 1993 г. N 130, членам экипажей судов, зачисленных в кампанию, морской надбавки за работу на судах обеспечения, зачисленных в кампанию, введена с 01 января 1996 г.
Так, пунктом 2 приказа Минобороны России от 26 января 1996 г. N 35 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрено введение с 1 января 1996 г. выплаты морской надбавки гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за работу на судах обеспечения, зачисленных в кампанию, в соответствии с Инструкцией (раздел IVа приложения N 8 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130), в приказе также указано Главнокомандующему Военно - Морским Флотом в месячный срок определить порядок зачисления в кампанию и исключения из кампании морских судов и катеров обеспечения, судов специального обеспечения, укомплектованных гражданским персоналом.
Таким образом, из анализа указанного приказа Минобороны России от 26 января 1996 г. N 35 следует, что, несмотря на то, что выплата морской надбавки вводилась с 01 января 1996 г, тем не менее, приказ был издан 26 января 1996г, который устанавливал месячный срок для определения порядка зачисления в кампанию и исключения из кампании морских судов и катеров обеспечения, что свидетельствует о том, что фактическая выплата такой надбавки непосредственно с 01 января 1996 г. исключалась, учитывая, что приказ был издан позже даты введения выплаты и предусматривал проведение определенных мероприятий.
В этой связи представленные в материалы дела лицевые счета в отношении Пядухова Ю.А. за период с 01 июля 1987 г. и до 1996 г. не могли содержать сведения о начислении истцу морской надбавки, тогда как в лицевых счетах, начиная с 1997 г, сведения о начислении истцу морской надбавки имеются.
По ходатайству истца судом апелляционной инстанции запрошено пенсионное дело в отношении М.А.Н, который в заявленный истцом спорный период осуществлял трудовую детальность на том же, где и работал истец, морском буксире "МБ-5" войсковой части 25123, и которому пенсия назначена в 2005 г. с учетом включения спорного периода работы в специальный стаж (плавсостав).
В указанном пенсионном деле имеется справка войсковой части 25123 от марта 2005 г, согласно которой морской буксир "МБ-5" является морским, не относится к группе портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, в период с 02 июля 1982 г. по 15 июня 1998 г. район плавания - Кольский, Мотовский заливы, Баренцево море, морской буксир списан в 1998 г.
Из представленного в материалах указанного пенсионного дела акта от 09 марта 2005 г. ГУ - Отдела ПФР ЗАТО г. Полярный Мурманской области по результатам документальной проверки 83 КООУФ (довольствующего органа войсковой части 25123) следует, что в соответствии с приказом Минобороны России от 08 марта 1993 г. N 150 (приложения NN 8, 9.) за время нахождения судна на отстое или консервации членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивалась заработная плата в размере 80% должностного оклада, до 1993 г. - 90%. М.А.Н. в период с ноября 1986 г. по ноябрь 1988 г. выплачивалась заработная плата в размере 100% оклада, с декабря 1988 г. по сентябрь 1989 г. - 90% оклада, с октября 1989 г. по сентябрь 1997 г. - 100% оклада, с октября 1997 г. по 15 июня 1998 г. - 80% оклада.
Указанные сведения соответствуют информации, содержащейся в представленных в отношении истца лицевых счетах о начислении заработной платы за период с 1987 г. по 1998 г.
С учетом установленных обстоятельств, исходя из того, что условия труда членов экипажа одного и того же морского судна являлись идентичными применительно к периодичности, продолжительности, акватории выхода в море, нахождения судна в ремонте, судебная коллегия приходит к выводу о том, что периоды работы истца на морском буксире "МБ-5" с 01 июля 1987 г. по 30 ноября 1988 г. и с 01 октября 1989 г. по 30 сентября 1997 г. (то есть когда судно не находилось в отстое или консервации, оплата труда экипажа производилась в размере 100% оклада), подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с исключением из специального стажа предоставленных истцу дорожных дней без оплаты труда (в 1990 г. - 6 календарных дней, 1992 г. - 8 календарных дней, в 1994 г. - 7 календарных дней, в 1995 г. - 8 календарных дней) и военных сборов в 1990 г. продолжительностью 45 суток, всего подлежит исключению 74 календарных дня.
Принимая во внимание, что решением пенсионного органа N 210627/19 от 02 декабря 2019 г. стаж работы Пядухова Ю.А. в плавсоставе установлен 8 лет 25 дней (при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев), с учетом включения периодов с 01 июля 1987 г. по 30 ноября 1988 г. и с 01 октября 1989 г. по 30 сентября 1997 г. специальный стаж истца составит более требуемых 12 лет 6 месяцев.
В этой связи, поскольку истец, обратившийся с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 26 августа 2019 г, 27 августа 2019 г. достиг возраста 50 лет, стаж работы истца в районах Крайнего Севера оставил на дату обращения более 15 лет, также подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования об обязании пенсионный орган назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 27 августа 2019 г.
В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
При таком положении решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 18 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) включить Пядухову Юрию Алексеевичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы с 01 июля 1987 г. по 30 ноября 1988 г, с 01 октября 1989 г. по 30 сентября 1997 г, за исключением дорожных дней и периода военных сборов в количестве 74 дня, и назначить Пядухову Юрию Алексеевичу досрочную страховую пенсию по старости с 27 августа 2019 г.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное) в пользу Пядухова Юрия Алексеевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.