Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Булыгиной Е.В.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-352/2020 по иску Лихачева Михаила Матвеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на
решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца Лихачева М.М. и его представителя Лукияновой И.Н, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Лихачев М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в Кольском районе) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением пенсионного органа от 26 июня 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в плавсоставе.
Из специального стажа решением исключены периоды его работы в войсковой части 77360: с 01.07.2009 по 23.12.2010, с 04.01.11 по 24.04.2011, с 26.04.2011 по 21.08.2011, с 23.08.2011 по 25.09.2011, с 28.09.2011 по 16.09.2015 по причине того, что работодатель не подтвердил его работу в плавсоставе на судах морского флота, в предоставленных в Пенсионный фонд индивидуальных сведениях за 2009-2015 годы, за период работы в войсковой части отсутствует код особых условий труда, в предоставленных в пенсионный орган списках на 01.01.2010, 01.07.2010 сведения в отношении Лихачева М.М. отсутствуют, по состоянию на 01.01.2011 списки в отношении работников судов не представлены.
В поименных списках за период с 2011 по 2015 годы Лихачев М.М. не значится, за период с 01.01.2013 по 16.09.2015 дополнительный тариф не уплачивался.
Также из стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности пенсионным органом исключен период его работы в ООО "Норд Пилигрим" с 05.05.1998 по 01.08.2000 по причине непредставления работодателем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд, отсутствует код особых условий труда.
Кроме того, из стажа его работы в плавсоставе был исключен период его работы в войсковой части 35802 с 17.09.2015 по 31.12.2016, поскольку уточняющей справкой работодатель подтвердил включение специального стажа в плавсоставе только в период с 01.01.2017, в представленных работодателем индивидуальных сведениях в Пенсионный фонд за 2015-2016 за период работы в войсковой части 35802 отсутствует код особых условий труда, за указанный период не уплачивался дополнительный тариф.
Не соглашаясь с расчетом специального стажа работы, полагал решение пенсионного органа незаконным.
Просил суд включить периоды его работы в специальный страховой стаж в плавсоставе: в войсковой части 77360 в должности второго помощника капитана судна ПМ-21 с 01.07.2009 по 23.12.2010, с 04.01.2011 по 24.04.2011, с 26.04.2011 по 21.08.2011, с 23.08.2011 по 25.09.2011, с 28.09.2011 по 30.09.2011, в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296 с 01.10.2011 по 16.09.2015; в ООО "Норд Пилигрим" в должности капитана судна МРБ с 05.05.1998 по 01.08.2000; в войсковой части 35802 в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296 с 17.09.2015 по 31.12.2016 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган с 19 декабря 2018 г.
Судом постановлено приведенное выше решение, которым исковые требования Лихачева М.М. удовлетворены частично, на ГУ УПФ РФ в Кольском районе возложена обязанность включить в специальный стаж работы ЛихачеваМ.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 01.10.2011 по 16.09.2015 в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296; с 17.09.2015 по 31.12.2016 в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296, а также назначить Лихачеву М.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 декабря 2018 г.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в Кольском районе Назарова Ю.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что суд ошибочно в оспариваемом решении сослался на Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Указание Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У, СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2, поскольку указанные акты законодательства не применяются в отношении судов обеспечения ВМФ РФ.
Кроме того, при рассмотрении дела суд необоснованно не применил нормы права, подлежащие применению, а именно Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", положения части 3 статьи Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", положения части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О
страховых пенсиях".
С учетом изложенного полагает, что судом не установлены существенные для дела обстоятельства - соответствие класса условий труда на рабочем месте истца вредному и (или) опасному классу условий труда в период с 01.01.2014 (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда") по 31.12.2016, что должно быть подтверждено результатами специальной оценки условий труда; а также судом не
установлены существенные для дела обстоятельства - наличие вредных, опасных, тяжелых факторов трудового процесса на рабочем месте истца в период с 01.10.2011 по 31.12.2016, установленных в соответствии с требованиями статьи 209 Трудового кодекса РФ аттестацией рабочего места истца.
Приводит доводы, что указанные в решении суда результаты оценки условий труда от 18.01.2018 не отвечают требованиям относимости доказательств, поскольку на спорный период с 01.10.2011 по 31.12.2016 не распространяются.
Утверждает, что аттестация рабочих мест и оценка условий труда - является обязательным документом в целях установления и оплаты гражданскому персоналу судов обеспечения ВМФ гарантий, предусмотренных статьей 117 Трудового кодекса РФ.
Отмечает, что судом исследование и оценка вредных и опасных факторов на рабочем месте истца не осуществлена, вредные и опасные факторы трудового процесса неидентифицированы, заключение уполномоченного специалиста в материалах дела отсутствует.
Полагает, что вывод суда об учете спорного периода в специальный стаж противоречит фактическим обстоятельствам дела и доказательствам: истцу дополнительный отпуск за вредные условия труда не предоставлялся, дополнительные выплаты за вредные и опасные условия труда не производились, условия труда истца являлись нормальными, и истец с ними был согласен.
Приводит доводы, что поскольку сведения индивидуального персонифицированного учета за спорный период не содержат код особых условий труда, начисления и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу за спорный период не осуществлялось, оценка условий труда за спорный период не проводилась, класс условий труда истца в спорный период не признан в установленном порядке вредным или опасным, эти обстоятельства в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", исключают возможность учета спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Лихачев М.М. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ГУ УПФ РФ в Кольском районе, третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ответчик просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Неявка представителя ответчика в силу части 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости, по общему правилу, установленному статьей 8 указанного Закона, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона
"О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпунктов 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.
Из приведенных норм следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
При этом не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Необходимым условием для назначения досрочной пенсии по указанному основанию необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н.
Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемые при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 июля 2014 года N 665.
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 19 декабря 2018 г. Лихачев М.М, _ _ года рождения, дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования - _ _ обратился в ГУ УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N * от 26 июня 2019 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в плавсоставе.
При этом установлено, что документально подтвержденный, учтенный по состоянию на 19 декабря 2018 г. составил: страховой стаж - 19 лет 9 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 28 лет 6 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 17 лет 3 месяца 18 дней, стаж работы в плавсоставе - 4 года 8 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 6 лет 15 дней.
Из подсчета специального стажа пенсионным органом исключены вышеуказанные периоды работы истца, которые истец просил обязать ГУ УПФ РФ в Кольском районе включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение суда обжалуется пенсионным органом - в части включения периодов работы с 1 октября 2011 г. по 16 сентября 2015 г.; с 17 сентября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296.
Поскольку решение суда в остальной части сторонами не оспаривается, в силу положений части 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения в этой части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Разрешая спор, правильно применив нормы пенсионного законодательства, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд установил, что должность в качестве сменного помощника капитана судна Лихачева М.М. в войсковых частях 77360-Б, 35802 в спорные периоды, относилась к плавсоставу, судно ПЖК-1296 относится к группе морских судов обеспечения, не относится к группе служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения, факт постоянной занятости истцу в плавсоставе подтвержден документально, сведений о том, что истец был исключен из состава экипажа, выполнял работу не в условиях полной занятости, либо на судах, предназначение которых было изменено в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы истца с 1 октября 2011 г. по 16 сентября 2015 г. (за исключением периодов докового ремонта с 01.07.2014 по 24.08.2014); с 17 сентября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в должности сменного помощника капитана судна ПЖК-1296.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, подробно мотивированным в решении, оснований для его переоценки не усматривает, поскольку он соответствует нормам материального права, установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В силу пункта 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца периоды работы на противопожарном катере ПЖК-1296 с 1 октября 2011 г. по 16 сентября 2015 г.; с 17 сентября 2015 г. по 31 декабря 2016 г. в должности сменного помощника капитана судна суд правильно исходил из того, что указанные периоды подтверждены архивными справками, исследованными в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно справкам уточняющей стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях": * от 19 марта 2020, выданной 567 Отрядом судов обеспечения Флота Минобороны России и * от 6 ноября 2018 г, выданной войсковой частью 35802, Лихачев М.М. с 17 сентября 2015 г. был принят на должность сменного помощника капитана ПЖК-1296 2 группы судов обеспечения войсковой части 35802. ПЖК-1296 относится к 5 группе судов, класс - спасательные катера и не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Район плавания судна в период работы Лихачева М.М. - Кольский и Мотовский заливы, до м.Кильдинский Западный. Место постоянного базирования - п.Видяево Мурманской области.
Кроме того судом учтено, что из справок N * от 19 марта 2020 г. и N * от 28 января 2020 г, выданных войсковой частью 77360-Б, следует, что Лихачев М.М. с 1 октября 2011 г. по 15 сентября 2015 г. работал сменным помощником капитана ПЖК-1296 в режиме полной рабочей недели и полного рабочего дня в должности относящейся к категории командного состава.
Судно ПЖК-1296, класс - спасательные катера и не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Район плавания судна - прибрежное плавание с удалением от мест убежищ до 20 миль, Кольский и Мотовский заливы, до о.Кильдин. Место базирования - п. Видяево Мурманской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о неверном, основанном на неподлежащих применению нормах материального права отнесении должности истца - сменный помощник капитана судна ПЖК-1296 - к должностям плавсостава, у судебной коллегии не вызывает сомнения указанное обстоятельство.
Так, в уточняющей справке в/ч 77360-Б N * от 28.01.2020 (т.1 л.д. 12) указано на работу Лихачева в плавсоставе на должностях, относящихся к категории командного состава.
Из ответа филиала ФКУ "ОСК Северного флота" - 1 ФЭС" от 18.03.2020 следует, что под плавсоставом действующие в Министерстве обороны Российской Федерации нормативные акты понимают членов экипажей судна - работников командного состава судна и судовой команды, предусмотренные Уставом службы на судах обеспечения Военно-морского флота (т.1 л.д. 134).
Согласно п. 6 Устава службы на судах Военно-Морского Флота Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 к командному составу судна относятся: капитан, помощники капитана, начальники служб, начальник радиостанции, механики, электромеханики, инженеры различных специальностей (в соответствии со штатом (штатным перечнем) судна) и врачи.
К рядовому составу относятся остальные члены экипажа.
Таким образом, материалами дела подтверждено отнесение должности истца в спорный период - сменный помощник капитана к должностям плавсостава на судах обеспечения ВМФ (комсостав), а ошибочная ссылка суда в решении в этой части на нормативно-правовые акты, регулирующие иные правоотношения (в другой сфере), такие как Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, не повлекла вынесения неправосудного решения по существу заявленных требований.
Категория судна также относится к поименованной в пункте 9 ч.1 ст.30 Федерального закона, дающей право на досрочное пенсионирование по указанному основанию; в этой части апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением не содержит. Не оспаривается также факт полной занятости истца.
Таким образом, судом обоснованно установлена необходимая совокупность условий для назначения досрочной пенсии по указанному основанию: должность работника относится к плавсоставу, а судно, на котором он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Остальные доводы апелляционной жалобы также не дают оснований полагать о необходимости отмены решения суда.
На основании части 6 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Оценивая доводы пенсионного органа в указанной части, повторяемые в апелляционной жалобе суд правомерно исходил из того, что 18 января 2018 г. на рабочем месте сменного помощника капитана ПЖК-1296 была проведена специальная оценка условий труда, установлен класс вредности 3.1, вредные факторы - тяжесть трудового процесса. С 1 января 2017 г. страхователем производится начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам. В
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по пункту 9 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Лихачева М.М. включается период работы с 1 января 2017 г. по настоящее время. Ранее аттестация рабочих мест на судне ПЖК-1296 не проводилась из-за отсутствия финансирования. По рабочему месту истца (помощник капитана) аттестации рабочего места не проводилась; в 2013 году была проведена частичная аттестация рабочих мест в/ч 77360-Б (т.1 л.д. 114).
При этом, несмотря на отсутствие проведенной до 2018 года специальной оценки условий труда (а ранее, до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" - аттестации рабочего места), неуплату страховых взносов по соответствующим тарифам (как до 1.01.2013, так и после - до 01.01.2017) не имеется оснований полагать, что условия труда по должности истца (с 2011 года - сменный помощник капитана ПЖК-1296) претерпели какие-либо изменения к периоду выполнения работодателем обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
Положения пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" сами по себе предполагают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; дополнительного условия для назначения такой пенсии как отнесение работ к тяжелым или вредным условиям труда указанный пункт статьи 30 в качестве обязательного не предусматривает; достаточным является, как уже указывалось выше, отнесение должности работника к плавсоставу и вид судна (что в настоящем деле установлено).
Таким образом, исходя из занимаемой истцом должности, которая не менялась, его постоянного рабочего места - судна ПЖК-1296, можно сделать вывод о недостоверности подаваемых работодателем истца сведений в пенсионные органы для учета на его личном счете без кода особых условий труда.
Указание в апелляционной жалобе на утвержденный приказом командира в/ч 77360-Б N * от 01.12.2014 по результатам аттестации рабочих мест от 27.05.2014 перечень должностей по войсковой части с вредными условиями труда, которым положены дополнительные дни к отпуску, в котором по судну ПЖК-1296 отсутствует должность сменного помощника капитана, не имеет правового значения, поскольку в этом приказе содержится ссылка на "Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда". Имеется в виду Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 - раздел XXXVIII пункт 3 "Морской и речной флот" подпункт 1 машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения) - механики, мотористы, электромеханики.
Указанные категории работников как раз и поименованы в приказе командира в/ч 77360-Б в части судна ПЖК-1296, однако имеется в виду отнесение этих должностей к Списку N 2 от 1991 года, что давало бы право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ранее - подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Это же следует из ответа УПФР г. Мурманска (т.1 л.д. 186).
Истец же претендует на досрочное назначение страховой пенсии по старости по иному основанию - пункт 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поэтому невключение истца в перечень, утвержденный названным приказом командира войсковой части (на что обращено внимание в апелляционной жалобе), не имеет правового значения.
Проверяя доводы ответчика, аналогичные указанным в апелляционной жалобе, о том, что сведения индивидуального персонифицированного учета за спорный период не содержат код особых условий труда, начисления и уплата страховых взносов по долнительному тарифу за спорный период не осуществлялось, суд первой инстанции правильно указал, что данные обстоятельства не должны создавать препятствий для реализации права истца на своевременное назначение пенсии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1, 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Само по себе отсутствие сведений о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на лицевом индивидуальном счете застрахованного не может повлиять на пенсионные права истца, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N9-П, и не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение
Отклоняя доводы пенсионного органа об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж (плавсостав) истца по причине отсутствия аттестации рабочих мест, суд верно указал, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест возложена на работодателя, а поэтому ее не проведение или ненадлежащее проведение не может лишить граждан их конституционного права на социальную защиту при решении вопросов предоставления пенсий по возрасту на льготных условиях
в соответствии с Федеральным законом "О пенсионном обеспечении".
Учитывая приведенные положения законодательства и разъяснения высших судебных инстанций, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных работодателем в пенсионный орган, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца и неуплата страховых взносов по дополнительным тарифам, не может повлечь для него неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность по предоставлению сведений и уплате страховых взносов лежит на работодателе, а право истца на досрочную пенсию по старости не может быть ущемлено и поставлено в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него в силу закона.
При таком положении, судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда в части включения спорных периодов работы истца указанных в резолютивной части решения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение суда в части даты назначения пенсии (при включении установленных судом периодов в специальный стаж) пенсионным органом не обжаловано.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с требованиями закона, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, выводов суда первой инстанции не опровергают, а потому не могут служить поводом к отмене судебного постановления.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.