Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Морозовой И.Ю.
судей
Койпиш В.В.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Половниковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 528/2020 по иску Горчаковой Ирины Петровны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав
по апелляционной жалобе ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 1 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца Горчаковой И.П, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Горчакова И.П. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в Кольском районе) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указала, что после отказа 4 июня 2019 г. пенсионного органа в досрочном назначении ей страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности она повторно 2 декабря 2019 г. обратилась с заявлением в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе о назначении страховой пении досрочно.
Решением пенсионного органа от 19 декабря 2019 г. ей вновь отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", тогда как имеющийся у нее стаж для назначения пенсии составил 25 лет 02 месяца 08 дней.
Указала, что ГУ - УПФ РФ в Кольском районе необоснованно исключены из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации (3 месяца 12 дней), а также период работы в должности воспитателя и одновременное исполнение обязанностей заведующей детским садом (3 месяца 21 день).
Полагая исключение данных периодов из педагогического стажа незаконным, с учетом уточнения исковых требований просила суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период с 2 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г, признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 2 декабря 2019 г.
Определением суда от 1 июня 2020 г. производство по делу в части заявленных требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, остальных заявленных периодов прекращено ввиду решения данного вопроса ранее принятым и вступившим в законную силу судебным решением.
Судом постановлено решение, которым заявленные истцом требования удовлетворены, суд возложил на ГУ - УПФ в Кольском районе включить Горчаковой И.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в должности воспитателя с исполнением обязанностей заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N 10 п.г.т. Мурмаши Кольского района Мурманской области с 02 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. и назначить Горчаковой И.П. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты наступления права на досрочную страховую пенсию - 02 декабря 2019 г.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в Кольском районе Назарова Ю.С, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает, что при рассмотрении вопроса о включении спорного периода в педагогический стаж истца, суд не обоснованно не учел и не принял в качестве доказательства отсутствие в выписке из индивидуального персонифицированного учета истца кода особых условий труда.
Настаивает на том, что истец не могла выполнять педагогическую нагрузку по должности воспитателя в период исполнения в порядке совмещения обязанностей заведующего детским садом.
Ссылаясь на положения части 3 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", приводит доводы о том, что, начиная с 2019 г, право на пенсию педагогических работников определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, согласно которому пенсия может быть назначена только через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа.
Указывает, что суд в нарушение статей 13 и 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя в обжалуемом решении дату назначения истцу пенсии, не учел, что педагогический стаж по названному решению Горчаковой И.П. приобрела после вступления в законную силу решения суда, то есть с 1 декабря 2019 г.
Настаивает на том, что в соответствии с указанными положениями закона право на пенсию у истца возникает не ранее 1 июня 2020 г.
Приводит довод, что судом неверно установлена дата, с которой необходимо исчислять срок назначения пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Горчакова И.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ - УПФ РФ в Кольском районе - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчика ГУ - УПФ РФ в Кольском районе, третьего лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N 10 п.г.т. Мурмаши, извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, действующей с 1 января 2019 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Статьей 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г\ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" должность старшего воспитателя отнесена к должностям педагогических работников.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике Рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела. Горчакова И.П. работает в дошкольных образовательных организациях различной подведомственности с 19 августа 1991 года и по настоящее время в должности воспитателя.
Приказом Управления образования администрации Кольского района от 10 июня 2019 г. N 125-л в период с 2 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. на истца возложено исполнение обязанностей заведующей МДОУ детский сад N 10.
2 декабря 2019 г. Горчакова И.П. обратилась с заявлением в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 19 декабря 2020 г. N 78300/20 в назначении пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано со ссылкой на то, что при выработанном специальном стаже в 2019 году с учетом поэтапного повышения возраста, право может быть реализовано не ранее, чем через 6 месяцев, то есть с 25 марта 2020 г, кроме того, не выключен в специальный педагогический стаж период совмещения Горчаковй И.П. должности воспитатели и заведующей детским садом с 2 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. в связи с отсутствием в выписке индивидуального лицевого счета кода особых условий труда.
Установив указанные обстоятельства и разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы истца в должности воспитателя с одновременным исполнением обязанностей заведующей детским садом с 2 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г.
Оснований не согласиться с выводами суда, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются представленными доказательствами и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям сторон, судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Проверяя доводы ответчика, аналогичные указанным в апелляционной жалобе, о том, что сведения индивидуального персонифицированного учета за спорный период не содержат код особых условий труда и начислений и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, суд первой инстанции правильно указал, что приведенные обстоятельства не должны создавать препятствий для реализации права истца на своевременное назначение пенсии.
Согласно разъяснениям в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1, 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Действительно, материалами дела подтверждено, что в спорный период на Горчакову И.П, занимающую должность воспитателя, приказом Управления образования администрации Кольского района от 10 июня 2019 г. N 125-л возлагалось исполнение обязанностей заведующей МДОУ детский сад N 10 работа, должность которой засчитывается в педагогический стаж.
Согласно должностной инструкции заведующего МДОУ детский сад N 10 обязанности заведующего могут быть возложены, в том числе на воспитателя из числа наиболее опытных педагогов.
Из представленных МБДОУ детский сад N 10 табелей учета рабочего времени за август 2019 г. следует, что Горчакова И.П. в период с 02 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. работала в должности воспитателя на полную ставку, исполняя обязанности заведующей, Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Приказом Минобразования и науки Российской Федерации N 1601 от 22 декабря 2014 г. "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" старшим воспитателям организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования предусмотрена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами (приказы Минобразования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69, N 536 от 11 мая 2016 г.).
Установив, что в спорный период истец работала в должности воспитателя полный рабочий день и, кроме основной работы, исполняла дополнительные трудовые функции отсутствующего заведующего дошкольного образовательного учреждения, что подтверждается справкой работодателя МБДОУ детский сад N 10, проанализировав сведения табелей учета рабочего времени, расчетных листков, из которых следует, что в спорный период истец вырабатывала норму часов педагогической нагрузки по должности воспитателя, а не в совокупности с дополнительно возложенными обязанностями предусмотренную норму рабочего времени, суд обоснованно указал о выполнении истцом в спорный период педагогической деятельности, что подразумевает непосредственную работу с детьми.
С учетом приведенных обстоятельств, учитывая, что в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименованы занимаемая истцом должность воспитателя и учреждение, где она осуществляла трудовую деятельность (детский сад), суд обоснованно указал, что из представленных в материалы дела в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств следует, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность с выполнением нормы педагогической нагрузки, соответственно, законных оснований для исключения указанного периода из специального стажа у пенсионного органа не имелось.
Исходя из приведенных положений закона и разъяснений по их применению, учитывая установленные судом обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в пенсионный орган, кода особых условий труда в период работы истца с 2 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. и неуплата страховых взносов по дополнительным тарифам, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в сфере пенсионного обеспечения.
Установив, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 2 декабря 2019 г. педагогический стаж Горчаковой И.П. составил 25 лет 05 месяцев 20 дней, принимая во внимание вступившее в законную силу решение суда, которым истцу в специальный стаж включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд пришел к верному выводу о том, что с учетом включения в специальный стаж спорного периода с 02 августа 2019 г. по 16 августа 2019 г. Горчакова И.П. имела право на назначение страховой пенсии со дня обращения в пенсионный орган, то есть с 2 декабря 2019 г.
При этом, определяя дату назначения пенсии с 02 декабря 2019 г, суд правомерно исходил из того, что вступившее в законную силу решение Кольского районного суда Мурманской области от 28 октября 2019 г. не является документом, подтверждающим отдельные периоды работы истца, а является судебным актом, обязательным к исполнению всеми лицами на всей территории Российской Федерации, которым суд в установленном законом порядке признал незаконность первоначальных действий ответчика по не включению в специальный стаж соответствующих периодов, выработанных истцом до обращения с заявлением о назначении пенсии.
То есть, как правомерно указал суд, право на включение в специальный стаж курсов повышения квалификации возникло у Горчаковой И.П. изначально в силу действующего законодательства, является неотъемлемым и принадлежит истцу вне зависимости от факта его признания (не признания) соответствующими органами и должностными лицами, включая пенсионный орган, в связи с чем необоснованный отказ во включении в специальный стаж периодов работы не должен порождать для истца негативные последствия.
Днем возникновения права на досрочное назначение пенсии, исходя из положений закона, является не день вступления решения суда в законную силу, а наступление совокупности условий, указанных в части 1 статьи 8 и пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о наличии у истца права на назначение страховой пенсии с момента обращения за назначением в пенсионный орган, то есть с 2 декабря 2019 г, является верным.
С учетом изложенного решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 1 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.