2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего Антонова А.Г, судей Винника С.Ю. и Гордеевой Е.О, при секретаре судебного заседания Кучерове А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-39/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Летягина Александра Сергеевича об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (далее - Управление), связанных с отказом в возмещении расходов по проезду к месту прохождения военной службы, по апелляционной жалобе начальника Управления В. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 25 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О, изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Летягин А.С. обратился в суд с административным иском, в котором оспорил законность отказа начальника Управления в возмещении расходов в размере 16 418 рублей, понесенных им в связи с необходимостью возвращения из командировки после выполнения служебного задания.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 19 мая 2020 года административный иск удовлетворен. Действия начальника Управления, связанные с отказом в возмещении Летягину А.С. расходов, понесенных в связи с перелетом от г. "... " до г. "... ", признаны незаконными, на должностное лицо возложена обязанность устранить данное нарушение. С этой целью судом постановлено взыскать с Управления в пользу Летягина А.С. 16 418 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе начальник Управления В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование, анализируя положения нормативных актов, регулирующих порядок возмещения военнослужащим командировочных расходов, В. указывает на то, что совершенная административным истцом поездка не относится к служебным командировкам, а входит в Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, следовательно, основания для возмещения понесенных военнослужащим затрат у Управления отсутствовали.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что Министром обороны РФ определен порядок следования военнослужащего к месту проведения мероприятия вне пункта постоянной дислокации воинской части, согласно которому военнослужащему надлежит использовать воинские перевозочные документы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, проходящий военную службу в воинской части в "... " области Летягин А.С. и другие военнослужащие на период с 20 августа 2019 года по 8 сентября 2019 года были откомандированы в воинскую часть в г. "... " ("... " область) для проведения "... ", при этом, как следует из приказа, во время командировки они должны были обеспечиваться транспортом по линии Министерства обороны РФ (приказ командира войсковой части 00000 от 16 августа 2019 года N 151).
23 августа 2019 года Летягиным А.С. был осуществлен авиаперелет из г. "... " в г. "... ", от места выполнения служебного задания к месту прохождения военной службы, в связи с чем им понесены транспортные расходы в размере 16 418 рублей, что подтверждается материалами дела.
С 26 августа 2019 года военнослужащий полагается прибывшим из командировки и приступившим к исполнению служебных обязанностей (приказ командира войсковой части 00000 от 26 августа 2019 года N 157).
Согласно сообщению командира войсковой части 00000, военнослужащему воинские перевозочные документы не выдавались, поскольку он убывал в г. "... " в составе "... ", а его возвращение в воинскую часть транспортом гражданской авиации было обусловлено служебной необходимостью, нецелесообразностью пребывания "... " в месте выполнения служебного задания и отсутствием транспорта по линии Министерства обороны РФ. "... ", в составе которого находился военнослужащий, выполнил поставленную задачу 22 августа 2019 года, что согласуется с приказом вышестоящего командования о необходимости направления "... " для выполнения служебного задания до его выполнения.
Как установлено из сообщения начальника Управления от 20 марта 2020 года N "... ", отчетные документы военнослужащего на оплату проезда из командировки были возвращены командиру войсковой части 00000 без реализации в связи с тем, что понесенные военнослужащим в ходе служебной поездки транспортные расходы возмещению не подлежат, поскольку не являются командировочными расходами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" регламентировано, что убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесенных ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать.
В силу п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года (далее - Порядок), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Подпунктом "б" п. 119 Порядка предусмотрено, что дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, включая проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу, относится оплата услуг по оформлению проездных документов.
Согласно подп. "и" п. 125 Порядка не считаются командировками поездки военнослужащих, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в п. 58 Порядка.
При этом п. 58 Порядка к таковым относит непосредственное участие в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации.
Сходные по своему содержанию нормы установлены в пп. 134, 135, 142 и 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года N 727, действующего в настоящее время.
Мероприятие, в котором Летягин А.С. принимал участие в период с 20 до 23 августа 2019 года, входит в Перечень мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденный приказом Минобороны РФ от 19 ноября 2014 года N 844дсп.
При таких обстоятельствах понесенные административным истцом расходы по проезду к месту прохождения военной службы не могут расцениваться как командировочные расходы, как это установлено в п. 118 Порядка.
Между тем данные расходы понесены военнослужащим вынужденно, по служебной необходимости, в связи с исполнением им обязанностей военной службы, следовательно, являются убытками и подлежат возмещению.
Какого-либо специального постановления о возмещении военнослужащим убытков при исполнении военнослужащими обязанностей военной службы Правительством Российской Федерации не принималось, между тем п. 1 постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", установлено, что Министерство обороны Российской Федерации возмещает расходы военнослужащих, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, к месту служебной командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Понесенные административным истцом затраты на авиаперелет связаны с исполнением им обязанностей военной службы и аналогичны по существу затратам военнослужащих на транспортные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно.
С учетом изложенного, исходя из Порядка, как действовавшего ранее, так и действующего в настоящее время, и п. 1 постановления Правительства РФ от 20 апреля 2020 года N 354, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт несения административным истцом транспортных расходов в связи с необходимостью возвращения к месту прохождения военной службы, окружной военный суд находит вывод суда первой инстанции о незаконности действий начальника Управления, связанных с отказом в возмещении данных расходов, обоснованным.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что понесенные военнослужащим расходы к командировочным не относятся, следовательно, возмещению не подлежат, являются несостоятельными по приведенным выше обстоятельствам.
Летягин А.С. выполнял служебное задание в месте, отличном от места постоянного прохождения им военной службы, при этом цели, задачи и сроки их выполнения, поставленные перед военнослужащим командованием, находятся исключительно в компетенции воинских должностных лиц и не являются основанием для невыполнения финансовым органом обязанностей перед военнослужащим по вопросу возмещения ему расходов, понесенных им при исполнении обязанностей военной службы.
Верно, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, разрешен судом первой инстанции и вопрос о присуждении административному истцу расходов по уплате государственной пошлины.
Таким образом, вопреки доводам жалобы судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 25 мая 2020 года по административному исковому заявлению Летягина Александра Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 35 КАС РФ.
Кассационная жалоба на решение суда и апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд, а затем - в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: С.Ю. Винник
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.