судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего: Сухова Ю.П, судей: Калугиной С.В, Привалова А.А, при секретаре Жуковской И.В.
рассмотрев в открытом заседании по апелляционной жалобе акционерного общества "Кристалл" на решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 01 апреля 2020 года, по административному делу N 2а-163/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Кристалл" к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Воронежской области N от 30 января 2020 года, заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда, (судья районного суда Маликов Ю.Н.)
УСТАНОВИЛА:
Административный истец акционерное общество "Кристалл" (далее по тексту АО "Кристалл") обратилось в Калачеевский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Воронежской области N от 30.01.2020.
В обоснование заявленных требований указывали на то, что на основании распоряжения N от 25.12.2019 в отношении АО "Кристалл" Государственной инспекции труда в Воронежской области в лице заместителя главного государственного инспектора труда в Воронежской области (по охране труда) ФИО5 была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Обществом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права. 30 января 2020 г..по результатам проверки, проведенной Инспекцией, в отношении Общества было вынесено предписание N- N от 30.01.2020 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С данным Предписанием истец не согласен и считает, что указанные в Предписании обязанности возложены на него незаконно, по следующему основанию. В соответствии с частью 4 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 г..N 73, у работодателя возникает обязанность по направлению сообщения по форме 8 в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. В силу пункта 36 указанного положения данная обязанность должна быть выполнена по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования), аналогичный срок закреплен ч. 4 ст. 230.1 Трудового кодекса РФ. В связи с тем, что слесарь-ремонтник ЦСЖ ФИО6 находится на амбулаторном лечении по настоящее время, у истца отсутствовала возможность направить сообщение о последствиях несчастного случая на производстве по установленной форме и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Также согласно п. 37 указанного Положения об особенностях расследования несчастных случаев о несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях - в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя). Сведений о переходе несчастного случая в категорию тяжелых истец не получал. Кроме того, 19.12.2019 г..истцом был направлен дополнительный запрос за исх. N в БУЗ ВО "Калачеевская РБ" о предоставлении заключительного диагноза пострадавшего в результате несчастного случая на производстве ФИО10, информация по которому в настоящее время не предоставлена.
Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 01 апреля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.69-72).
В апелляционной жалобе АО "Кристалл", поданной представителем Друговой Д.А, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконное и необоснованное, принятии по делу нового решения (л.д.96-97).
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Воронежской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке не явились, связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положением части 6 статьи 226 КАС РФ, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца - АО "Кристалл" Фролова И.Н, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям в ней изложенным и просила решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 01 апреля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления предусмотрены статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
В соответствии со статьей 230 Трудового кодекса Российской Федерации по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Согласно абзаца 1 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации каждый, оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
Абзацем 4 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Из буквального толкования приведенной нормы Закона (абзац 4 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации) следует, что обязанность работодателя по направлению в государственную инспекцию труда сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве является обязательной и не ставит в зависимость от степени тяжестви причинения вреда здоровью пострадавшего.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и это установлено судом, на основании распоряжения Врио заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Воронежской области (по охране труда) ФИО5 N от 25 декабря 2019 года в отношении АО "Кристал" была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения АО "Кристалл" требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права (л.д. 63-65).
30 января 2020 года Государственной инспекцией труда в Воронежской области составлен акт проверки N, согласно которого в результате проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации: в Государственную инспекцию труда в Воронежской области не направлено сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая происшедшего 23.09.2019 с слесарем - ремонтником ЦСЖ в АО "Кристалл" на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве; нарушены требования статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73: экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель не направил в трехдневный срок после завершения расследования (27.09.2019) несчастного случая на производстве, происшедшего 23.09.2019 с слесарем - ремонтником ЦСЖ в АО "Кристалл" в исполнительный орган страховщика, а именно в Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, нарушены требования статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации: несчастный случай с легким исходом происшедший 23.09.2019 с слесарем - ремонтником ЦСЖ в АО "Кристалл" не был расследован в установленный статьей 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации трехдневный срок.(л.д. 6-8).
30 января 2020 года по результатам проверки, проведенной Инспекцией, в отношении АО "Кристалл" было вынесено предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 9-10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доводам сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание требования норм действующего законодательства, в том числе требования норм статей 227, 228, 229.1, 230, 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания главного государственного инспектора труда и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ была дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе АО "Кристалл" указывает на то, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, по мнению апеллянта, судом не правильно и толкованы и не применены положения пунктов 36, 37 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, в соответствиями с которыми, по их мнению, у Общества отсутствует обязанность по направлению сообщения о последствиях несчастного случая, произошедшего 23.09.2019 со слесарем-ремонтником ЦСЖ АО "Кристалл", в период его временной нетрудоспособности, поскольку последствия несчастного случая не повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть в связи с чем предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является незаконным.
Однако такие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в качестве оснований для отмены либо изменения постановленного решения исходя из следующего.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 утверждено Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также утверждены формы первичных документов, связанных с расследованием несчастного случая на производстве.
В соответствии с пунктами 36, 37 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Постановлению. О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя). О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях - в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).
В силу пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях данная обязанность должна быть выполнена по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего, аналогичная обязанность предусмотрена абзацем 4 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 4 статьи 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации АО "Кристалл" обязано было направить в Государственную инспекцию труда Воронежской области сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве вне зависимости от степени тяжести причиненного вреда здоровью работника в результате несчастного случая.
Однако в нарушение указанной нормы Закона (абзац 4 статья 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации) административный истец по установленной форме сообщение о последствиях произошедшего несчастного случая в Государственную инспекцию труда Воронежской области не направил.
Исходя из того, что в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года N73 работодатель обязан направить в территориальный орган федерального надзора сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, учитывая, что несчастный случай со слесарем-ремонтником ЦСЖ АО "Кристалл" ФИО6, произошедший 23.09.2019, квалифицирован как связанный с производством, то оснований для признания незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Воронежской области N от 30.01.2020 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 01 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Кристалл" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.