Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Шейх" директора Абасова Л.Ю. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 8 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шейх" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 8 мая 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Шейх" (далее по тексту - ООО "Шейх") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Законный представитель ООО "Шейх" - директор Абасов Л.Ю. обратился в Калужский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 8 мая 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение либо изменить в части назначенного обществу административного наказания, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение или снизить сумму штрафа.
В судебном заседании защитник ООО "Шейх" по доверенности Цуканов Р.И. жалобу поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно статье 2 которого патент - документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Из представленных материалов следует, что 9 ноября 2019 года сотрудниками УФСБ России по Калужской области совместно с сотрудниками УВМ, ЦПЭ УМВД России по Калужской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории кафе ООО "Шейх" по адресу: город Калуга, улица Труда, дом 33, был выявлен гражданин Республики Азербайджан, Маммадов Г.Х. оглы, 1990 года рождения, не имеющий патента на работу на территории Калужской области, который на момент проверки был одет в рабочую одежду и выполнял обязанности по обслуживанию гостей кафе, то есть осуществлял незаконную трудовую деятельность.
Фактические обстоятельства совершенного юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "Шейх" от 19 февраля 2020 года N 109, составленным по факту обнаружения сотрудниками УФСБ России по Калужской области совместно с сотрудниками УВМ, ЦПЭ УМВД России по Калужской области 9 ноября 2019 года в 19 часов 50 минут на территории кафе ООО "Шейх" по адресу: "адрес", гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы, 1990 года рождения, не имеющего патента на работу и осуществлявшего незаконную трудовую деятельность (л.д. 4-5);
- рапортом старшего инспектора ОВМ УМВД России по городу Калуге Головенковой Г.С. на имя начальника УМВД России по городу Калуге Мартынова В.А. от 22 ноября 2019 года, согласно которому в процессе мониторинга кафе ООО "Шейх", расположенного по адресу: город Калуга, улица Труда, дом 33, установлен иностранный гражданин, незаконно осуществляющий трудовую деятельность (л.д. 7);
- рапортом сотрудника УФСБ России по Калужской области Бородулина Д.А. на имя начальника УМВД России по городу Калуге Мартынова В.А, из которого следует, что 9 ноября 2019 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий совместно с сотрудниками УВМ и ЦПЭ УМВД России по Калужской области в кафе ООО "Шейх" по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Азербайджан Маммадов Г.Х. оглы, 1990 года рождения, осуществлявший трудовую деятельность в должности помощника администратора, не имея патента на работу в Калужской области (л.д. 31);
- распоряжением начальника УМВД России по городу Калуге Мартынова В.А. от 10 декабря 2019 года N 129 о проведении в период с 16 декабря по 27 декабря 2019 года внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Шейх" (л.д. 9-11);
- актом проверки от 27 декабря 2019 года N 7, составленным должностными лицами ОВМ УМВД России по городу Калуге, согласно которому со стороны ООО "Шейх" выявлены нарушения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина - гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы, 1990 года рождения, при отсутствии у него разрешения на работу либо патента (л.д. 12);
- листом записи Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 31 июля 2019 года в отношении ООО "Шейх" (л.д. 14-15);
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18 февраля 2020 года в отношении ООО "Шейх" (л.д. 43-47);
- свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения от 1 июля 2019 года в отношении ООО "Шейх" (л.д. 16);
- штатными расписаниями сотрудников, работающих в ООО "Шейх" в период с июля по ноябрь 2019 года (л.д. 25-29);
- списочными составом иностранных граждан, работающих в ООО "Шейх" в 2019 году, среди которых не указан гражданин Республики Азербайджан Маммадов Г.Х оглы (л.д. 30);
- протоколом об административном правонарушении N 1042 от 9 ноября 2019 года, составленным в отношении гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы по обстоятельствам совершения им административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 32);
- постановлением N 1042 от 13 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы (л.д. 33);
- письменными объяснениями Маммадова Г.Х. оглы, из которых следует, что с 15 октября 2019 года он работает помощником администратора в кафе ООО "Шейх" по адресу: "адрес", патента на работу у него нет, к работе его привлек администратор данного кафе, который распределяет объем выполняемой работы в рабочую смену и выплачивает ему в конце рабочей смены заработную плату в размере 1 500 рублей (л.д. 34);
- копиями паспорта, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, миграционной карты на имя Маммадова Г.Х. оглы, 1990 года рождения (л.д.35-39);
- досье иностранного гражданина из базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России и СПО "Мигрант-1" на имя Маммадова Гусейна Ханлар оглы (л.д. 40-41).Вывод о том, что действия ООО "Шейх", связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранного гражданина Маммадова Г.Х. оглы, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доказательства оценены судьей районного суда на предмет их допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения законного представителя ООО "Шейх" в жалобе о процессуальных нарушениях, допущенных при рассмотрении дела об административном правонарушении в районном суде, являются несостоятельными и своего объективного подтверждения в представленных материалах не находят. ООО "Шейх" было надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения дела, при этом ходатайств об отложении судебного заседания в том числе для обеспечения явки и допроса свидетелей не заявляло.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Шейх" по факту привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы установлены верно. Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что 9 ноября 2019 года в кафе, расположенном по адресу: "адрес", ООО "Шейх" привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина посредством его фактического допуска к выполнению работ без соответствующего разрешения.
Административное наказание назначено ООО "Шейх" в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; оно соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, основания полагать о несправедливости назначенного ООО "Шейх" административного наказания вследствие чрезмерной суровости отсутствуют.
Вопреки содержащимся в жалобе утверждениям об обратном, каких-либо исключительных обстоятельств для назначения ООО "Шейх" наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не имеется. Доводы, изложенные законным представителем в жалобе, правовыми основаниями для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являются.
Утверждение заявителя в жалобе о наличии оснований для применения к ООО "Шейх" положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - замены назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением, не влекут удовлетворение жалобы и основаны на ином толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Так, согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исходя из обстоятельств настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении учреждения к установленному законодательством порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также в угрозе безопасности государства.
Как уже было указано ранее, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Применительно к рассматриваемому делу об административном правонарушении ООО "Шейх" осуществило незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина Маммадова Г.Х. оглы. Тем самым существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Соответственно основания для применения к ООО "Шейх" положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем также ставится вопрос в жалобе, отсутствуют.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Шейх" к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Шейх" не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы законного представителя ООО "Шейх" отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 8 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Шейх" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Азербайджан Маммадова Г.Х. оглы оставить без изменения, а жалобу законного представителя ООО "Шейх" директора Абасова Л.Ю. - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.